24 июня в Осло состоялось вручение премии «Свободная пресса Восточной Европы 2015». Торжественная церемония прошла в Нобелевском институте, в центре столицы Норвегии.
Премия «Свободная пресса Восточной Европы» была утверждена в 2000 году немецким фондом «ZEIT», офис которого находится в Гамбурге. Он основан политиком, адвокатом и издателем газеты «Die Zeit» Гердом Буцериусом. Спустя пару лет к финансированию и соорганизации премии присоединился и норвежский фонд «Свобода Слова». За время существования премии ее лауреатами стали более 100 человек и СМИ из разных стран мира, которые получили в общей сложности 1 млн 770 тыс евро. Призовой фонд этого года составил 75 000 евро.
В списке награжденных — еженедельник «Псковская губерния» (15 000 евро), грузинский интернет-портал «Нетгазеты» /«Netgazeti» (15 000 евро) и украинское агентство журналистских расследований «Слидство» /«Slidstvo.info» (15 000 евро).
Газета «Псковская губерния» первой из российских СМИ опубликовала материалы о закрытых похоронах десантников под Псковом, погибших предположительно на территории Украины во время участия в вооруженном конфликте. Журналисты издания получали угрозы и подверглись нападению возле кладбища. В конце августа 2014 года неизвестные также избили директора газеты — Льва Шлосберга. У него были диагностированы черепно-мозговая травма, временная амнезия, перелом носа и множественные гематомы лица. На церемонии вручения премии Лев Шлосберг присутствовал лично и выступил с речью в защиту свободы слова.
— Потребность в свободе, как и потребность в свободном слове, в правде, относятся к изначальным естественным потребностям человека. Но эти потребности проявляются именно в условиях свободы. В условиях несвободы эти потребности подавляются и даже извращаются.
На место свободы приходят авторитаризм, тоталитаризм и диктатура, на место свободы слова и правды приходит ложь. Все несвободные политические режимы держатся на лжи и насилии. Ложь и насилие неразрывно связаны между собой, являются условиями друг друга, условиями несвободы. Для политического режима, в основе которого лежат ложь и насилие, свобода слова представляет собой главную угрозу. Такой политический режим стал реальностью в России сегодня! — отметил Лев Шлосберг.
Премия присуждалась как издательствам, так и лично журналистам. Сумму в 10 000 евро получили главный редактор украинского сайта «Остро В» Сергей Гармаш, крымская журналистка Валентина Самар и главный редактор портала «Медуза» Галина Тимченко. С 2004 по 2014 год она руководила интернет-изданием «Лента», но была уволена после вмешательства «Роскомнадзора». Сейчас живет и работает в Латвии.
— С одной стороны, я рада, с другой — обескуражена, потому что мои журналисты в «Ленте» получали много премий, а я — никогда. Это первая премия в жизни! Поэтому чувствую себя немного глупо, но приятно. Сейчас мы работаем в Риге, специальные корреспонденты работают в России, и границы — не проблема, мир маленький, и мы со всем справляемся, — поделилась своими впечатлениями от награды с корреспондентом «7х7» Галина Тимченко.
Валентина Самар также покинула свою родину, Крым, и сейчас живет и работает в Украине. Для нее, как и для Галины Тимченко, полученная премия — это большая честь, о чем она рассказала корреспонденту «7х7» уже во время праздничного фуршета.
— Это очередное признание еженедельной газеты «Зеркало Недели». В прошлом году газета уже получила эту награду, а в этом — я, как корреспондент в Крыму. Естественно, это очень волнительно, так как мы понимаем, насколько высоко оценено то, что мы делаем. И оценены были мои публикации, в которых предрекалась аннексия Крыма, и очень жаль, что их не услышали вовремя. Так же, как сейчас, широкая аудитория плохо прислушивается к тому, что сообщают журналисты, в том числе и сегодняшние лауреаты, недооценкой мировым сообществом той угрозы, которая существует на самом деле. Но поскольку нашу работу оценили Фонды высоко — мы надеемся ,что к нашим работам прислушаются и лидеры стран, принимающих решение. Мы хотим, чтоб они принимали адекватные решения и защитили мир от угрозы новой мировой войны.
— Вы были вынуждены уехать из Крыма?
— Да, я 14 лет работала для «Зеркала недели» как крымский корреспондент. Кроме того, возглавляю в Крыму Центр журналистских расследований, редакция которого после аннексии была разгромлена. Наш офис в первые же дни оккупации Крыма неоднократно захватывали, на сегодняшний день практически все журналисты из Центра журналистских расследований были вынуждены уехать. Я продолжаю работать в «Зеркале недели», мы восстанавливаем свой Центр журналистских расследований, продолжаю заниматься общественной деятельностью, и наша задача сейчас не только информировать, но и восстанавливать профессиональную журналистику. Ведь сейчас идет подрыв веры к профессиональному сообществу путем создания фейковых новостей, фейковых СМИ. И мы видим, как военные действия предваряются информационной кампанией, как было в Крыму, когда психоз в российских СМИ был доведен до такой точки, когда люди перестали реально воспринимать то, что происходит вокруг них. И оккупанты на Донбассе в первую очередь захватывали передатчики, отключали украинские, крымские, донецкие каналы и включали российские, чтобы довести пропаганду до 24 часов в сутки. Меня очень беспокоит то, что многие сегодня говорят, что СМИ должны заниматься контрпропагандой! Господа, это другая профессия. Журналисты должны заниматься журналистикой и работать в соответствии с профессиональными стандартами, и главным стандартом должна быть честность.