В апреле этого года на сайте «7х7» была опубликована статья «Не властью единой. Обзор чиновников и муниципалов в Коми, владеющих бизнесом». В ней были неверно расставлены акценты и использована неправильная тональность. После прочтения материала у посетителей сайта могло сложиться впечатление, что герои публикации нарушили два закона — «О государственной гражданской службе РФ» и «О противодействии коррупции». Именно поэтому редакция решила провести своеобразную работу над ошибками: разобрать допущенные корреспондентом ошибки и пояснить некоторые детали.

Во-первых, во введении к статье корреспондент интернет-журнала оперся на принцип презумпции виновности: если у госслужащих есть какая-то собственность, активы или акции коммерческих структур или они являются учредителями фирм, то они виновны в нарушении закона. Это не так. Чиновники при поступлении на службу должны переоформить собственность на другого человека или передать ее в доверительное управление. Из-за того, что автор статьи не указал это, у читателей сложилось ложное впечатление о преступных деяниях героев публикации.

Как выяснила прокуратура Коми, из региональных и муниципальных чиновников только двое человек нарушили закон. Остальные герои публикации «Не властью единой...» действовали в рамках закона, передав свою собственность в доверительное управление.

Добавим, что запреты, связанные с гражданской службой, прописаны в статье 17 закона «О государственной гражданской службе РФ». В частности, там указано, что госслужащему запрещается «заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (за исключением жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза, зарегистрированного в установленном порядке), если иное не предусмотрено федеральными законами». А также запрещается приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход.

В законе подчеркивается, что госслужащий обязан передать в доверительное управление ценные бумаги или акции, владение которыми приносит доход или может привести к конфликту интересов.

Уже после публикации статьи «Не властью единой...» редакция «7х7» выяснила, что герои статьи передали свои ценные бумаги в доверительное управление. Именно поэтому неверный акцент мог принести репутационный ущерб государственным и муниципальным служащим, фигурирующим в материале.

Добавим, что закон предусматривает лишь одно исключение из правила о запрете участвовать в бизнесе: государственным служащим разрешено заниматься педагогической, научной и иной творческой деятельностью. Разрешение на такую деятельность непосредственно вытекает из ч. 1 ст. 44 Конституции РФ, гарантирующей каждому свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания.

Во-вторых, среди героев публикации были не только государственные служащие, но и члены депутатских советов городов и районов Коми, работающие на высвобожденной основе, то есть не получающие деньги за свою деятельность. Именно поэтому к ним нельзя применять закон «О государственной гражданской службе РФ» в той части, о которой было указано в начале статьи.

К депутатам, работающим на постоянной основе, применяются практически все те же запреты, что и к госслужащим: заниматься предпринимательской деятельностью; состоять членом управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией; заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

У редакции «7х7» нет сведений о том, что герои публикации «Не властью единой...» нарушают закон в этой части.

Редакция «7х7» еще раз приносит извинения героям публикации, которые могли понести репутационный ущерб, а также читателям, которые могли быть введены в заблуждение тональностью материала.