3 июня неизвестные вооруженные люди в масках разгромили офис "Комитета против пыток" в Грозном. Сотрудник представительства Комитета против пыток в Марий Эл Данил Чендемеров находился в здании, где располагались офис и квартира, в которых работали и проживали участники мобильной группы КПП. До завершения их командировки оставалась неделя.

Корреспондент «7х7» побеседовал с сотрудником правозащитной организации, находящемся, по его словам, в относительной безопасности:

— Живы и здоровы, чувствуем себя нормально, — сообщил Данил Чендемеров. — В относительной безопасности, поскольку на Кавказе в подобных ситуациях нигде и никогда нельзя быть в стопроцентной безопасности.

Что происходило, когда вы приняли решение покинуть офис представительства Комитета против пыток?

— Мы спускались через окно — сначала старший группы, затем я. Все это время с этой стороны дома стоял полицейский и просто смотрел, как мы покидаем здание. Пытались сообщить ему о том, что с другой стороны здания идет погром. Он никак не отреагировал. Ноль внимания.

Ощущались ли какие-то признаки преследования, когда удалось выехать?

— Мы этого не заметили. Хотя с осторожностью проезжали мимо постов ГАИ. Там нас никто не останавливал.

Сейчас находитесь за пределами Чеченской Республики? 

— Да.

Тем не менее находитесь неофициально к властям этого региона не обращались, не заявляли о своем присутствии и причинах появления?

— Нет. Сейчас проблемой общения со всеми официальными представителями занимается руководство Комитета.

Поездка в Чечню была твоей первой рабочей командировкой в ранге сотрудника КПП. Насколько тебя все произошедшее удивило, может быть, испугало?

— Действительно, я совсем недавно, около месяца назад, закончил стажировку в нижегородском офисе Комитета против пыток. При собеседовании нам сразу сообщили о вероятности скорой командировки в Грозный. Минимум раз в год сотрудники КПП посещают Чеченскую Республику, где занимаются непосредственно правозащитной деятельностью. Я об этом знал и горел желанием поехать туда. Увиденным и происшедшим не разочарован. Пока не могу как-то, может быть, обстоятельно объяснить это, но вижу, что работа наша необходима и нужна. Особенно там.

Ты успел разместить в социальных сетях первую часть своих впечатлений от увиденного в Чечне. Назвал их скорее положительными. Продолжишь писать и дальше, в том числе и о том, что произошло на днях?

— Да, обязательно вскоре, наверное, уже когда вернусь в Йошкар-Олу, опишу все остальные впечатления и события.

Родные и знакомые наверняка уже знают, что с тобой все хорошо и ты в безопасности. Как скоро окажешься дома?

— Думаю, на следующей неделе. У нас как раз и командировка завершится — она была запланирована до 10 июня.