До недавнего времени реестр организаций, «выполняющих функцию иностранного агента», не включал ни одной карельской НКО. Однако в начале мая 2015 года этот двусмысленный статус был присвоен Экспертно-правовому партнерству «Союз». Представители организации недоумевали, чем вызвали гнев Минюста, но смирились с ситуацией, не стали опротестовывать это решение, а предпочли ликвидировать организацию.

Внесение в реестр «Союза» было принято в результате плановой проверки организации министерством. А вот разбирательства в отношении еще двух карельских НКО — «Северной природоохранной коалиции» (СПОК) и «Nuori Karjala» («Молодая Карелия») — были инициированы, по словам общественников, анонимными письмами-жалобами на их деятельность.

В обоих случаях реализован схожий сценарий: плановая проверка Минюста не выявляет никаких признаков «агентурной работы», затем следуют заявления неизвестных граждан, которые указывают на получение иностранных денег и ведение политической деятельности. В результате проводится внеплановая проверка и организации признаются «агентами».

В этой ситуации возникает целый ряд вопросов и подозрений как к личности, точнее — к профессиональной принадлежности, анонимов, так и к работе Министерства юстиции, не выявившего нарушений при проведении проверок.

С этими вопросами корреспондент «7х7» обратился к представителю совета «Молодой Карелии», члена Экспертного механизма ООН по правам коренных народов Алексея Цыкарева.

По его словам, в ходе плановой проверки Минюст рассматривал проекты, получившие иностранное финансирование, но не выявил в них никакой политической подоплеки. По словам общественника, в акте зафиксировано следующее: «Проверка установила, что оснований для включения организации в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, не имеется».

 

 

На вопрос о том, что же тогда вменяется в вину организации, общественник сообщил:

— Основанием для повторной проверки послужило письмо некоего гражданина, в котором он информирует Минюст о том, что наша организация занимается политической деятельностью. Под понятие «политической деятельности» подводится визит молодежной организации «Истинных финнов» в 2013 году, который мы помогали организовать совместно с Молодежным парламентом Карелии. Также автор письма говорит о якобы частичном финансировании организации Финляндией. Однако внеплановая проверка не обнаружила следов финских денег, но «нашла» грант Организации Объединенных Наций, о котором они и так знали еще в сентябре 2014 года.

Кроме того, эксперт недоумевает, как средства ООН могут считаться иностранным финансированием, а ознакомительные визиты финляндской делегации в Петрозаводск — «агентской деятельностью»:

— Как известно, ООН — это межгосударственная организация, в которой Россия играет одну из главных ролей. Удивительно, что средства, выделенные ООН в рамках Второго международного десятилетия коренных народов мира (которое Россия горячо поддерживала), имеют в глазах российского чиновника тот же статус, что и средства, скажем, госдепа США. Деньги ООН — это и российские деньги в том числе. Но самое главное — имевший ознакомительный, учебный характер визит молодежной делегации «Истинных финнов» засчитывают политической акцией, влияющей на принятие решений органами власти. Я подчеркиваю: во время визита не было никаких политических заявлений, не было принято никаких официальных соглашений и решений. У ребят даже «культурные» визы были, которые им выдало российское посольство в Хельсинки.

На вопрос о том, кто мог написать подобное заявление в Минюст, Алексей Цыкарев заметил:

— У нас вообще нет уверенности, что тот самый «бдительный гражданин» существует в реальности. Возможно, эту бумажку подкинули в министерство те, кто заинтересован в сворачивании работы национально-культурных организаций в Карелии, кому мешает активное гражданское общество. Мы никогда не занимались политикой, не участвовали в политических акциях, митингах или протестах. Как маленькая организация, которая издает книжки и музыкальные диски, которая всегда готова обсуждать с органами власти любую проблему, организация, имеющая собственное мнение, но лояльная Россия может быть опасной для государства? А никак: и десятки совместных проектов с органами власти Карелии говорят сами за себя. Не зря же «Молодая Карелия» включена в реестр социально ориентированных общественных организаций Карелии.

Прокомментировал эксперт и возможную связь нынешних процессов с недавними высказываниями Николая Патрушева о реваншизме:

— Я бы не хотел связывать эти вещи, ведь это бы означало, что реально началась «охота на ведьм». Однако именно эта мысль напрашивается сама собой. Слова Николая Патрушева ведь немало удивили многих в Карелии, и для подкрепления его правоты, конечно, необходимо было найти пару-тройку таких НКО. Вот только «Молодая Карелия» — совершенно неудачный выбор. Чтобы связать нас с политикой, нужно было постараться. Законом об иностранных агентах активно пользуются для поиска внутренних врагов, чтобы еще четче сформировать в обществе образ врага внешнего.

Напоследок Алексей Цыкарев отметил, что не видит будущего у организации с клеймом «иностранного агента»:

— Мы, конечно, намерены защищать свое доброе имя и правду, мы направим в адрес Минюста мотивированное несогласие с выводами проверки. Нам отводится на это две недели. Вот только я не уверен, что кто-то будет с этим знакомиться. У нашей небольшой организации нет ресурсов погружаться в длительный и нервный судебный процесс. Так что, если решение о внесении в список иностранных агентов будет принято, мы, вероятнее всего, вынуждены будем организацию закрыть. Работать под лейблом «иностранного агента» мы не будем ни при каких обстоятельствах. Это будет, бесспорно, серьезная потеря для карельского национального движения и финно-угорского сотрудничества в целом, так как наша организация — одна из наиболее активных в своей сфере деятельности. Жаль, что, проработав 22 года, единственная молодежная организация карелов уйдет в историю. Также это будет прецедент в российском масштабе – «Нуори Карьяла» имеет все шансы стать первой организацией коренных народов, получившей клеймо «иностранного агента». 

* * *

Вся эта история с поиском «агентов» «в своем отечестве» должна послужить тревожным сигналом как для гражданского общества, так и для региональных властей.

Во-первых, Карелия теряет имидж надежного и адекватного партнера. Процесс в отношении «Молодой Карелии» уже получил огласку в центральных СМИ соседней Финляндии — газете «Helsingin Sanomat» и медиахолдинге «Yle». История СПОКа также наверняка не останется незамеченной в Финляндии, всерьез озабоченной проблемами загрязнения окружающей среды. А отсутствие положительного имиджа в условиях современной экономики — прямой удар по иностранным инвестициям, на которые все еще надеется карельское правительство.

Во-вторых, возвращается опасная с точки зрения нормального общественного развития практика анонимного доносительства на неугодных, совершающих, по мнению доносчиков, «мыслепреступления» с последующим их воплощением в жизнь. В выстраиваемой системе всеобщего недоверия и лицемерия на месте этих неугодных, что очевидно, может оказаться любой.