В главном управлении собрались полицейские и общественники. Буквально вчера завершилась кампания по проверке отделов полиции, организованная Московской Хельсинкской группой. Итоги подведены. Изменилось ли что-то не на бумаге, но на деле? Корреспондент «7х7» стал волонтером в кампании по проверке и посетил несколько отделов.

«Ты ел? Нет. А тушенку? Да»

― Полковник полиции Котов Владимир Александрович! ― через минуту после звонка дежурного к нам буквально подлетает начальник городского управления МВД.

Форма чистая и выглаженная, ботинки начищены, на груди блестит значок ― как будто его предупредили о визите проверяющих. Валерий Волков ― член Общественного совета при ГУ МВД ― убеждает меня, что о своем приезде полицейских не уведомляет никогда.

Он опытный визитер, говоря языком правозащитников. Четыре года общественной выслуги. Раньше он служил государству ― не в полиции, но где конкретно, уточнять не хочет. Уже несколько лет Валерий на пенсии, хотя на вид ему ― не больше 45.

Краснознаменная, 16. Здесь расположено главное управление МВД по Воронежу. Большая часть здания занята сотрудниками ведомства. Небольшой «аппендикс» просторного коридора отведен под отдел полиции.

― Пройдемте, я вам все покажу, ― полковник Котов включает камеру. По уставу он должен фиксировать процесс проверки.

У входа в управление ― стенд с разыскиваемыми. К двери ведут ступеньки и пандус. На входе ― доска памяти погибшему сотруднику.

Фото Екатерины Богдановой

В холле идеальная чистота. На информационных стендах есть все, что перечислено в анкете проверяющего: телефоны, адреса, график приема, фамилии сотрудников, бланки заявлений. Бумага тоже есть ― полковник Котов показывает на стол дежурного. Во всю стену ― выдержки из Закона о полиции, в картинках. Еще один огромный стенд ― памятка, как получить лицензию на оружие.

― Вот здесь у нас аптечка, здесь тушенка ― для задержанных, ― продолжает экскурсию полковник Котов.

Комнаты административно задержанных, конечно, уже не так сияют, как плитка на полу у дежурной части.

― Встать!

Открывается дверь первой комнаты ― и в нос бьет ужасный запах пота и прочих человеческих выделений. Полковник извиняющимся тоном показывает наверх и объясняет, что из-за загруженности КПЗ вентиляция со своей работой не справляется, а в отдел привозят вовсе не «людей в костюмах». Вот здесь сидят «хулиганы». Во второй комнате запах уже не такой резкий. Два мигранта встают при виде полковника. В третьей ― всего один человек.

― Ну что, кормят тебя здесь? ― по-отечески обращается к задержанному Валерий Волков.

― Кормят? Не-е-ет, ― протягивает парень лет 25, в потрепанной одежде.

― Как так не кормят? Был завтрак, был обед, ― ошарашенно смотрит то на задержанного, то на проверяющих полковник Котов.

― Завтрак тебе давали? Обед? ― переспрашивает Валерий. На все вопросы ― ответ отрицательный.

― Да как так? Ты же при мне сегодня две банки тушенки съел! ― не выдерживает полковник.

― Тушенку ― ел, ― причмокивая, кивает головой задержанный.

― Мы его это... с шприцом поймали, ― шепотом говорит мне другой полицейский. ― Он сначала ограбил, а потом, видимо, ширнуться решил. Нарик он… таких мы отдельно стараемся держать ― мало ли что.

Мы завершили обход. Уже более расслабленный, полковник Котов проводил нас до дверей. На выходе мы немного задержались: Валерий Волков перекинулся парой слов о «делах и погоде» с полицейским. Тепло попрощались.

― Видишь, как у них все хорошо: чистенько, прибрано, сами с иголочки, ― по дороге в следующий отдел полиции Валерий делится со мной впечатлениями. ― А вежливые какие.

― Даже вас не боятся.

― Еще как боятся! Просто видят, что сегодня у меня настроение хорошее. А иногда, если злой приезжаю, они нервничать начинают. Хотя зачем им нервничать? В Воронеже с отделами полиции все в порядке.

В Воронеже «любимчиков» нет

По словам «общественного контролера», все резко изменилось два года назад. Отделы полиции начали быстро ― и качественно, уточнил Валерий ― ремонтировать. Почти везде уже установили пандусы, привели в порядок таблички и информстенды. Недолго оставались и проблемы с питанием. После нескольких критических высказываний от визитеров все стало как положено: чай, бутерброды, консервы.

Усовершенствовали систему финансирования, поставили во главе хорошее руководство ― тут же и деньги появились на все это. Ну и, конечно, расслабиться не дает зоркое око Общественного совета.

Наталья Звягина, визитер с десятилетним стажем, уверена: практику посещения отделов нужно сохранять и поддерживать.

― Отремонтированы многие изоляторы временного содержания в районных отделах полиции, например в Лисках и Новой Усмани, ― Наталья десятки раз инспектировала область. ― «Свежий» и поэтому хороший отдел сейчас первый, в Железнодорожном районе. Там начиная с КПП видно, что при строительстве учитывались современные стандарты: и пандус есть, и турникет поставлен так, что через него может проехать человек на коляске. Но искренне жаль, что за все тучные годы у Центрального отдела полиции на улице Чайковского не появилось новое помещение. Все же это ― «лицо» города, а большинство его проблем не решаемы без капитального обновления всего отдела.

Другой общественный контролер ― Анна Михайлова ― тоже нашла недостатки в ходе проверки. У входа в пятый отдел нет пандусов, на информстендах не хватает памяток о правах задержанных, а туалет и вовсе находится на улице.

― Сначала на проходной я представилась просто гражданкой, которой нужен участковый, ― рассказывает о своем первом походе Анна Михайлова. ― Дежурный подсказал мне номер телефона, по которому можно позвонить, но был при этом не особо вежлив. После того, как я представилась проверяющей, полицейский вызвал начальника ― тот был уже очень любезен. В целом у меня сложилось не очень хорошее представление. Но, по сравнению с краснодарскими отделениями, коих я на своем веку повидала немало, в том числе и в качестве задержанной, в Воронеже все же немного лучше.

― Частая ротация состава помогает ― «любимчиков» нет, ― добавляет Валерий Волков.

И почему-то приводит в пример тот злополучный Центральный район, где за последние четыре года руководитель менялся трижды. Вряд ли коллеги по Общественному совету согласились бы с Валерием, что от этого что-то сильно изменилось.

Модернизация идет как по городу, так и по области, заявляет мой напарник.

― И вы в область катаетесь?

― Ну, еду я в Рамонь, например, к своим друзьям. Почему бы в полицию по дороге не заскочить?  

Уже во многих отделах у дежурной части установлено по две камеры ― так, чтобы было видно, как заявление подается с одной стороны и как принимается с другой. Чтобы ничего не потерялось ― тотальная видеофиксация.

Мы приезжаем в отдел полиции № 3, в ведении которого находится Левобережный район Воронежа. Недавно отремонтированный, он производит еще лучшее впечатление, чем главное городское управление. Широкий пандус, ремонт. Осталось только порядок во дворе навести.

― Подполковник Яуров Александр Владимирович! ― бодро представляется начальник отдела.

И здесь все в порядке. Чисто, бланки заявлений всех видов, нагрудные значки на каждом сотруднике. В КПЗ ― никого, проветривают, пользуясь случаем. Останавливаюсь у стены в конце коридора, где подробнейшим образом разъяснены права ребенка. Оказывается, подполковник Яуров ― начальник отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних.

В отделе все было тихо, пока на пороге не появилась пожилая женщина. Она почти плакала: сама отдала деньги девушке, которая представилась соцработником. Спустя несколько часов поняла, что ее обманули, и прибежала в отдел. Полицейский был с ней очень вежлив: сначала усадил ее на стул, немного успокоил, затем достал лист бумаги, ручку и необходимый бланк ― и стал объяснять, как правильно заполнить заявление.  

Хочется верить, что на его поведение никак не повлияло присутствие в другом конце коридора двух визитеров.

Тем временем мы с подполковником Яуровым заканчивали обход. На выходе, как обычно, Валерий Волков немного задержался, чтобы обсудить «дела-погоду» с полицейским.

Довольны майской проверкой воронежской полиции остались не только мы с Валерием. Например, Владислав Ходаковский, как и я, в первый раз стал визитером. Он решил проинспектировать отдел № 4, обслуживающий Северный район.

― Изначально я ожидал более «прохладного» приема, и, к счастью, я ошибся, ― рассказывает Владислав. ― На все вопросы анкеты сотрудники полиции, включая руководителя, отвечали очень оперативно и явно со знанием дела. Все телефоны: «горячая линия», УСБ и другие были на видном месте. Мне понравилось, что информация об отделе есть в интернете, включая звания сотрудников, часы приема и рабочие телефоны.

Последнее позитивно складывается на работе полиции, считает Владислав. Фото каждого сотрудника есть на сайте МВД, а это значит никакой анонимности: рядовой гражданин может грамотно подать жалобу на действия конкретного сотрудника полиции. Полицейские об этом прекрасно знают и стараются вести себя подобающе. А вот над чем стоит поработать в отделе № 4, так это над его доступностью для маломобильных групп населения и отсутствием указателей к зданию.

― Ну, на сегодня хватит, ― выдохнул Валерий. ― А то я на встречу опоздаю.

У пенсионера Волкова практически каждый день расписан. Оказывается, он входит в состав Общественного совета не только при МВД, он также член ОНК, совета при Департаменте здравоохранения и еще десятка общественных организаций. Зачем? «Чтобы не спиться», ― то ли серьезно, то ли шутя отвечает Валерий.

― Когда и куда в следующий раз поедете? ― интересуюсь я.

― Да будет свободная минутка, буду мимо ехать ― так и заскочу, ― протягивает Валерий. ― Я стараюсь наносить визиты довольно часто, я же хочу, чтобы в рядах полиции служили профессионалы.

Полиция стала вежливее

Общероссийская кампания проверок продлится до 31 июля, но Вадим Карастелев, один из координаторов, уже поделился предварительными результатами.

― Пока мы видим позитив, ― оптимистично заявил Вадим. ― Порадовало, что прошлогодние замечания, например, отсутствие телефонов с бесплатной сотовой связью и визиток, у участковых стали появляться ― это обнаружили в Сыктывкаре. Обновлены стенды с информацией для граждан, серьезно переделаны сайты с информацией. Сейчас мы изучаем мнение полицейских по целому блоку предложений, которые будут вноситься в конце кампании в докладе министру МВД в сентябре.

В целом позитивный настрой Вадима Карастелева поддержали члены Общественных советов и Наблюдательных комиссий в других регионах, где работают журналисты «7x7».

Валентина Жиделева визитирует отделы уже семь лет по всей Республике Коми. Она постоянно ездит в Сыктывкар, Воркуту, Сосногорск. По ее мнению, они находятся в удовлетворительном состоянии. Ее радует, что повсюду делаются ремонты, отделы оснащаются необходимым оборудованием.

― Раньше граждане часто жаловались на то, что в приемные часы в отделе нет никого из участковых. Да, они, заступив на вахту, не могут все время находиться в здании, у них есть масса поручений, связанных с посещением квартир, опросом населения. Мы это понимаем и именно для этого попросили уточнить часы приема и соблюдать их. Последняя проверка показала, что этот недостаток был устранен.

Еще одна проблема, на которую жалуются сыктывкарские визитеры, ― это большая загруженность дежурной части. После того как закрыли вытрезвители, отделам пришлось взять и эту функцию на себя. Обещали, что размещать нетрезвых людей будут на койках в стационарах и больницах, но так и не воплотили эту идею в жизнь.

В Йошкар-Оле ни на внешний вид отдела, ни на саму работу полиции тоже не жалуются. У них другая проблема ― закрытость учреждений.

― Из года в год наше ведомство упорно не хочет впускать для проверки обычных граждан, ― жалуется Ольга Васильева, сотрудник общественной организации «Человек и закон». ― Мы же принципиально просим наших волонтеров не упоминать название организации, чтобы полицейские привыкли к тому, что их могут проверять не только правозащитники. Но пока МВД придерживается другой позиции. Но по сравнению с 2011 годом, когда сотрудники могли откровенно нахамить посетителю или посмеяться над ним, сейчас подобного никто себе не позволяет. А вот над свободным доступом в отделы надо еще поработать.


Не знаю, почему Валерий Волков решил показать мне в Воронеже не самые проблемные отделы полиции, недостатки которых упоминали другие визитеры. Похоже, по сравнению с другими регионами, ситуация обстоит очень даже хорошо. Может, он настолько привязался к своим «подконтрольным», что решил познакомить меня с лучшими из лучших? Или он чувствует, что состояние отделов полиции ― это и его работа тоже, а зачем демонстрировать то, что еще не доделано?

Убегая по своим делам, Валерий напоминает мне о двух вещах. Первое ― обязательно прочитать Закон о полиции. Второе ― что жизнь  не кино, и не раскрыть преступление в течение шести часов ― это нормально.