Как и было запланировано, старт праймериз «Единой России» состоялся в Медведево, где у партии власти не только сильные позиции, но и удачная история голосований. Встреча выборщиков с кандидатами, определенными для участия в предварительном внутрипартийном голосовании, проходила в районном ДК. Зал был заполнен — 300 мест, 300 выборщиков. Половина из них представляет общественные организации, вторая половина — члены «Единой России». Установить, так ли это на самом деле, не представлялось возможным. В ожидании начала встречи с кандидатами в зале звучали композиции из какого-нибудь The Great Ballads: битловская «Let It Be», «Wither Shade Of Pale» группы Procol Harum и даже «Stairway To Heaven» Led Zeppelin.
Кандидаты вышли к выборщикам, заняли свои места на сцене, и тут выяснилось, что их трое, а не четверо. Отсутствовал министр здравоохранения Владимир Шишкин. Впрочем, как стало понятно чуть позже, его отсутствие не было связано с нежеланием участвовать в праймериз.
Член Совета Федерации от Марий Эл Светлана Солнцева, председатель профобъединения Ольга Цветкова и временно исполняющий обязанности главы Марий Эл Леонид Маркелов — в таком порядке соперники-однопартийцы выступали перед выборщиками. Сенатор обозначила перед земляками (Светлана Солнцева — жительница Медведевского района и до своего неожиданного назначения на высокий пост в начале этого года занимала должность директора Шойбулакской средней школы) главную проблему: все дело в образовании. Раньше к этой сфере был применим термин «недофинансирование», господствовал теневой сектор. И по сей день проблемы прошлого дают о себе знать. Это ярко демонстрируется на примере нехватки детских садов, число мест в которых за десятилетия возросло в несколько раз, а вот количество самих учреждений сократилось вдвое. Зарплата учителей растет, но невозможно увеличить ее в разы за считанные месяцы, уверена Светлана Солнцева.
Тема заработной платы — основная для Ольги Цветковой. Профсоюзный лидер Марий Эл, заместитель председателя Государственного Собрания республики, функционер «Общероссийского народного фронта» в Марий Эл и регионального отделения «Единой России» считает, что без растущей регулярно заработной платы невозможно стимулировать покупательскую способность, без которой, в свою очередь, не будет никакого экономического развития. По словам Ольги Цветковой, в республике сохраняются ежегодные темпы роста зарплаты в 11–15%.
— Сейчас ехал по улице Анциферова, — сообщил Леонид Маркелов собравшимся в медведевском ДК выборщикам. — Она вся разбита, — продолжил он. Кто же виноват? Строится три дома, техника, которая подвозит стройматериалы, КамАЗы, они разбили всю дорогу.
Рассказав о самой актуальной проблеме, которую даже большинство читателей официальной «Марийской правды» в недавно открывшемся опросе считает первоочередной, исполняющий обязанности главы республики обозначил наиглавнейшую из задач: увеличение налогооблагаемой базы:
— Никакой поддержки образования, социальной политики, да и экономики не будет, когда нет развития.
Приоритеты властей республики — открытие новых предприятий и развитие бизнеса. Задачу усложняет отсутствие руководителей, способных развивать производство, и попросту бизнесменов.
Впрочем, проблема не только в отсутствии голов, не хватает и рук:
— Строим завод в Юбилейном на 700 рабочих мест. Где их еще найти? В Куженере мы построили завод [имеется в виду мясоперерабатывающее предприятие агрохолдинга «Акашевский»] — нашлось лишь 200 желающих работать. Получается, что я строю заводы, а работать никто не хочет. Привожу людей из Кировской области, из Коми…
Глава республики не оставил вниманием своего многолетнего оппонента — руководителя совхоза «Звениговский», возглавляющего республиканский комитет КПРФ Ивана Казанкова. Как известно, накануне тот высказался в интервью корреспонденту информационного агентства REGNUM, что, скорее всего, коммунисты республики не будут выставлять своего кандидата на выборах главы региона. Скорее всего, если Леонид Маркелов не изменит своего решения и пойдет на выборы в качестве кандидата. Губернатор не стал комментировать эту ситуацию, вероятно, известную немногим из присутствующих, зато рассказал, что уважает Казанкова как руководителя, приватизировавшего в свое время хозяйство, удержавшего производство.
— Почему-то Маркелов строит в его селе школу и детский сад, в которые ходят его внуки, — искренне удивился временно исполняющий обязанности главы Марий Эл и добавил: — И дорогу, которая проходит по его хозяйству, ремонтирую я.
Свое гораздо более долгое, чем у конкурентов, выступление перед выборщиками Леонид Маркелов завершил рассказом о том, как выбирались командующие легионами, а иногда и императоры в Древнем Риме:
— Легион назначал командира. Солдаты сами выбирали: смелого, умного, лучшего. Того, который знает, куда повести людей в трудной ситуации.
Согласно регламенту, на вопросы выборщиков кандидатам было отведено 30 минут. Все вопросы жителей Медведево и Медведевского района адресовались Леониду Маркелову. Каждый из трех заданных вопросов начинался с благодарности — за внимание к ветеранам, за поддержку проектов местных инициатив, за поддержку образования.
Последний вопрос, заданный главе республики в Медведево, затрагивал интригующую многих тему: почему Леонид Маркелов перестал публично читать стихи?
— Меня попросил этого не делать один очень ответственный человек. Строго попросил. Ему не нравится мой имидж, — сообщил временно исполняющий обязанности главы Марий Эл. — Поэтому я обещал, что не буду больше читать стихов. Но их можно будет прочесть в сборниках. Читать на публике не буду. Только на пенсии. Времени ни на что не хватает, — спохватился Леонид Маркелов. — Поймал себя на мысли, что раньше у меня были увлечения (здоровые увлечения) — они не удовлетворяют… Удовлетворяют, например, доклады из Минстроя: «Поставили окна, завершили отделку»… Хорошо еще, что стихи не понравились, а если бы форма носа не понравилась?, — закрыл тему стихов глава республики.
Голосование всех 300 выборщиков было тайным: они подходили к специалистам счетной комиссии, получали бюллетени с четырьмя фамилиями, делали отметки и опускали бюллетени в урну для голосования. Правилами разрешено отдавать голоса сразу за нескольких кандидатов, чем и воспользовались многие. Бюллетени с двумя и даже с тремя галочками напротив фамилий кандидатов можно было легко разглядеть — во время праймериз использовались прозрачные урны для голосования.
Результаты голосования можно было бы назвать одновременно предсказуемыми и неожиданно не обещающими легкой победы Леониду Маркелову. Хотя бы номинально. Из 300 выборщиков в Медведево за него проголосовали 299 человек. Однако это стопроцентный показатель, поскольку 1 из бюллетеней был признан недействительным. Второй на старте многодневной гонки праймериз «ЕР» стала Светлана Солнцева. Ее поддержали 254 человека. 196 голосов набрала Ольга Цветкова, и даже Владимир Шишкин, принимавший участие в качестве заочного кандидата, заручился поддержкой 148 медведевцев.
Аналогичная процедура должна состояться в течение мая и первой половине июня еще в 13 районных центрах и трех городах республики. На очереди вопрос к республиканской центральной избирательной комиссии: что произойдет, если другие влиятельные политические силы, КПРФ и ЛДПР, так и не выставят своих кандидатов.