Педагогическая конференция «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси» состоялась на второй день четвертых епархиальных Мироносицких чтений. В Православном центре Йошкар-Олы обсуждали проблемы соприкосновения православного образования и существующей образовательной системы. Сама тема, вынесенная в титул конференции, связана с тысячелетием преставления князя Владимира, при котором состоялось крещение Руси. Цивилизационный выбор, таким образом, — православие. Его нравственные законы лежали в основе образовательной системы, складывавшейся на Руси, позднее — в Российском государстве. Нынешние школы определенным образом ведут свою родословную от церковно-приходских школ.
Ректор Марийского института образования Надежда Кузнецова поделилась статистикой преподаваемого в течение нескольких лет школьного курса «Основ религиозных культур и светской этики». Этот курс состоит из нескольких частей, выбираемых родителями школьников. Первенство здесь у «Основ православной культуры» — их изучает 42,1% всех школьников Марий Эл. Еще 42% детей выбрали «Светскую этику». «Мировые культуры и религии» заинтересовали 14,1 % учащихся республики, а 1,6% детей изучают «Основы культуры ислама».
Прозвучавшая информация не осталась незамеченной представителями марийской епархии. Руководитель отдела религиозного образования и катехизации, протоиерей Вячеслав Ершов, выступавший с докладом, посвященным актуальным проблемам преподавания «Основ православной культуры» в школе, раскритиковал чиновников Министерства образования, не желающих признавать изучение православия в качестве отдельного предмета:
— Это все равно, что называть учителем иностранного языка учителя, преподающего, скажем, французский язык на основании того факта, что он еще и английский преподает. Это хитрость — нет предмета, нет учителей…
Одновременно от представителя епархии досталось и родителям:
— В республике проживает 80% православных. Странно, что дети, воспитанные православными родителями, не выбирают в итоге курс православной культуры. Это ни в какие рамки на входит!
Культуролог и автор учебника «Основы религиозных культур и светской этики» Алла Бородина в определенном смысле поддержала Вячеслава Ершова. Хотя больше рассказывала о своем предмете. Она обращалась к аудитории, хорошо понимающей ее,— в зале Православного центра собрались педагоги, священники епархии, активные представители православной общины. Как человек творческий, она является членом союза писателей России, Алла Бородина выбрала, пожалуй, три самых ярких образа, демонстрирующих влияние православия, а также отсутствие такового, на нашу жизнь — в библейском осмыслении, в литературном и в действительности:
— Достаточно немного исказить историю, забыть об ответственности перед Богом. Так может быть истреблен весь мир. Уничтожение нечестивых городов Содом и Гоморра — доказательство того, что за духовным падением следует гибель. Авраам вступается за праведников, которые могут погибнуть с нечестивцами. Он спрашивает у Господа — оставит ли он город, если в нем будет 50 праведников. Господь говорит: оставлю. Оставит и 40, и 30. «А если меньше 10 праведников — будешь ли сжигать город?», — спрашивает Авраам. Господь отошел. То есть существует некий предел — 10 праведников не могут стоить целого города нечестивцев.
Литературное преломление смысла православия, по мнению Аллы Бородиной, наиболее полно удалось осуществить Фёдору Михайловичу Достоевскому в «Преступлении и наказании»:
— Ведь это произведение в школе в качестве авторского не изучали. Фёдор Михайлович не писал роман с позиций классовой борьбы. А об этом нам твердили в школе. Главная мысль произведения — в чем есть православие.
Возможно, в силу того, что библейские уроки и правильное восприятие литературного наследия русских классиков недоступны и малоинтересны, а может быть, и не преподаются, как следует; многие, как и Алла Бородина, являются свидетелями таких картин из жизни современного подрастающего поколения:
— Не знаю, как у вас, а в Москве ситуация страшная, на мой взгляд: мальчики, девочки (вероятно, старшеклассники) в автобусе общаются преимущественно нецензурной бранью, сочетающейся с междометиями.
Мироносицкие чтения еще не закончились. Роль князя Владимира в цивилизационном выборе Руси, неожиданно встретившая вызов в виде констатации факта нравственной деградации подрастающих поколений, еще будет обсуждаться. Одна из тем чтений, кстати: «Церковь и молодежь. Современный взгляд».