Рейтинг демократичности регионов, составленный совместно политологами-регионалистами Николаем Петровым, Алексеем Титковым и Александром Кыневым, приближен к международным рейтингам демократичности стран. Об этом сообщает в своей статье в «Ведомостях» старший научный сотрудник Лаборатории методологии оценки регионального развития научно-исследовательского университета Высшей школы экономики, эксперт Комитета гражданских инициатив Александр Кынев.
Все показатели российских регионов объединены в четыре группы: 1) политический дизайн и конкуренция; 2) самоуправление и гражданская активность; 3) качество госуправления и 4) открытость информации.
«Авторы рейтинга пытались максимально использовать формализованные институциональные показатели, снизив роль „человеческого фактора“ и влияние сложившейся мифологии», — подчеркивает Александр Кынев.
Уровень политической конкуренции подразумевает, каково среднее число эффективных партий по двум последним выборам — в региональный парламент и Госдуму на территории региона. В Марий Эл таковых насчитывается три — «Единая Россия», КПРФ и ЛДПР.
Все применяющиеся в России модели муниципальных выборов получают свой балльный индикатор: низший балл — система многоступенчатого делегирования согласно контрреформе-2014, высший — прямые выборы мэра, лично возглавляющего администрацию. У городов республики (Йошкар-Ола, Волжск, Козьмодемьянск) здесь невысокая оценка — 1, поскольку действует система избрания мэров депутатами муниципальных собраний (многоступенчатое делегирование).
Институциональная независимость депутатов регионального парламента (через оценку политической независимости и самостоятельности депутатов: доля депутатов на постоянной основе в Заксобрании) в Марий Эл оценена на 0. «В Марий Эл даже не исполняется федеральный закон времен президентства Медведева о парламентских гарантиях оппозиции: на постоянной основе работают лишь три депутата», — так прокомментировал этот параметр оценки демократичности региона Александр Кынев.
Защита парламентских прав оппозиции в Марий Эл также получила невысокую оценку -1. Все комитеты в Государственном Собрании республики возглавляют представители «Единой России»; лишь они являются заместителями спикера республиканского парламента.
Уровень административной устойчивости (средний срок нахождения у власти губернатора, начиная с 1.01.2005) оценивается для Марий Эл на «двойку». Чем дольше губернатор у власти, тем, как правило, сильнее система управления региона тяготеет к авторитаризации. Действующий глава региона/председатель правительства Леонид Маркелов руководит Марий Эл с 2000 года.
Итоговое место, которое по результатам рейтинга демократичности российских регионов заняла Республика Марий Эл, — 83. Это самое последнее место. Один из составителей рейтинга, политолог Александр Кынев так обозначил положение дел в нашей республике и занявшей предпоследнее место Мордовии:
«Здесь ситуация даже хуже, чем во многих регионах Северного Кавказа. Там, как правило, при фальсификации федеральных выборов на региональных больше учитываются внутриэлитные балансы, представители элитных групп допускаются в парламенты и иные группы интересов. А в Мордовии оппозицию фактически не допускают даже в региональный парламент. Эти регионы одними из первых полностью отменили прямые выборы глав муниципалитетов».