В конце апреля Заксобрание Санкт-Петербурга подготовило пакет поправок, предусматривающих наказание в виде исправительных работ до года для россиян, уклоняющихся от трудоустройства. Об этом сообщила газета «Известия». Если инициатива будет одобрена Госдумой, граждане, не работающие более шести месяцев при наличии подходящей работы, будут считаться тунеядцами. Исключение предусмотрено для несовершеннолетних, инвалидов, родителей детей-инвалидов, женщин с детьми в возрасте до 14 лет и некоторых других. В комитете Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов, объяснили, что в основе инициативы лежит желание увеличить налоговые поступления в бюджет. Свое мнение по поводу этой инициативы высказали кировчане.
Владимир Змеев, директор Кировского комплексного социального центра по оказанию помощи лицам без определенного места жительства и занятий:
- Инициатива в целом положительная, но в настоящее время нереализуемая. Статья 37 Конституции РФ дает каждому свободу распоряжения своими способностями к труду, выбору рода деятельности и профессии. При этом принудительный труд запрещен. При работе с гражданами, оказавшимися без жилья в трудной жизненной ситуации (я считаю надо уходить от, вызывающей отрицательную реакцию аббревиатуры, «БОМЖ») необходимо правильно сочетать меры помощи, убеждения, а в отдельных случаях может быть и наказания. У граждан вызывает негативную реакцию то, что государственные органы не могут «справиться» с теми, кто ведет сознательный паразитический образ жизни, пренебрегают нормами морали и поведения в обществе и не намеренные возвращаться к нормальной жизни.
Михаил Курашин, заместитель председателя Заксобрания Кировской области:
- Во-первых, эта идея бесперспективная в нынешнем варианте, в первую очередь, с законодательной точки зрения – очень сложно ввести термин «тунеядство». И, во-вторых, с точки зрения исполнения - чтобы бороться с этим явлением, мы должны иметь развитый рынок труда. Мне кажется, намного интереснее идти по другому пути. Необходимо категорию тех, кого называют тунеядцами (кто в трудоспособном возрасте, но не работает или работает с черными и серыми зарплатами) максимально исключить от государственной социальной поддержки. С точки зрения бюджета мы увеличим налогооблагаемую базу. Этот путь перспективен и именно по нему идет Кировская область. Пример этому - закон, который, я надеюсь, будет принят во втором чтении в мае, о пособии для многодетных семей. В нем один из критериев для социальных выплат таков: родители являются нетрудоспособными или не работают по объективным причинам. Еще один важный момент о понятии «тунеядство». У нас в Кировской области 500 населенных пунктов, где нет ни одного работодателя, а мы будем за это наказывать людей. Нужно смотреть на вещи объективно. Поэтому идея в таком виде не состоятельна, а сама мысль в этом направлении правильна.
Ирина Гончарова, начальник юридического отдела управления государственной службы занятости населения Кировской области:
- Я считаю, что пакет поправок, которые подготовило Заксобрание Санкт-Петербурга не будет принят в связи с противоречием статьи 37 Конституции РФ, где и прописано, что принудительный труд запрещен. К тому же, есть Конвенция международной организации труда «Относительно принудительного или обязательного труда», согласно которой возможно упразднение применения обязательного труда. Стоит понимать, что мы сейчас начисляем пособие по безработице, и с увеличением численности безработных будут увеличиваться выплаты для них, а никак не налоговые доходы государству. Сейчас мы платим пособие в размере 850 руб., а максимальное – 4900 руб, есть еще районный коэффициент. Таким образом, в случае принятия этой инициативы социальные выплаты из федерального бюджеты будут только расти.
Матвей Мамаев, участник акции для бездомных в Кирове «Еда вместо бомб»:
- Я думаю, такой закон не примут, потому как у нас декларируется «свободное общество», и каждый волен заниматься тем, чем хочет. Смысл самой инициативы понятен: увеличить доход бюджет, причем нынешняя экономическая ситуация в стране - это результат внутренней и внешней политики. Принять такой закон гораздо проще, чем, например, создавать новые рабочие места. Кстати, больше всего поступлений от тунеядства будет в разгары регулярных кризисов, поскольку одно из следствий кризиса - массовые увольнения рабочих. Получается, когда в стране все плохо, тогда основные тяготы опять лягут на плечи масс, а не на тех людей, кто приближает и усугубляет кризис.
Анна Петрова, студентка выпускного курса МГЭИ:
- Не усложняйте этим законом жизнь, и в первую очередь, жизнь студентов, которые и так находятся в нестабильном положении. После окончания обучения студентам не так-то просто устроиться на работу по специальности. Самая распространенная причина этого - отсутствие опыта работы. И чтобы хоть как-то заработать на хлеб, приходится подрабатывать в магазинах, общепитах и пр., а там чаще всего не официальное устройство. Еще не факт, что можно будет задержаться. Да и работа не по специальности не каждому по силе, поэтому в поиске нужной работы можно просидеть несколько месяцев. А если введут закон, то получится, что мы окажемся еще и тунеядцами, то есть опять все «спихнут» на одну из самых незащищенных категорий граждан, и выкручивайтесь, как хотите.