В невозможно далеком 1959 году, скрытом от сегодняшних реалий не одной экономической реформой, от кукурузных громадьев Хрущёва и экономически экономной продовольственной программы Брежнева до послесанкционного импортозамещения Путина, в неимоверно ускорившемся по темпам роста населения городе Рязани было принято решение — выделять жителям участки для ведения садов и огородов.

С одной стороны, город рос в основном за счет вчерашней сельской молодежи, оторванной от отчих домов и огородов манящими перспективами городской жизни и зарплат, и эта молодежь могла и умела добывать плоды земные для собственного пропитания из почвы. С другой стороны, практика раздачи земли — это популярная русская царская традиция, вот и решил Никита Сергеевич Хрущёв облагодетельствовать собственный народ  практически частными земельными наделами. К слову говоря, это отразилось в народной памяти о нем. Нет про него ни злых анекдотов, ни кровоточащих дискуссий, как о его предшественнике Сталине, лишь с добродушной улыбкой припоминают ему кукуризацию да кузькину мать в ООН.

Разумеется, пресловутые шестисоточные садоводства появлялись не только в Рязани, но вокруг всех больших и малых городов, затронутых индустриализацией. В патриархальное время огороды были практически  во всех городских дворах, а вот строящиеся пятиэтажки их были лишены.

Наш экскурс — в сегодняшний день вчерашнего советского зеленого садово-огородного изобилия.

Хотя буквально пара абзацев об истории. Садоводческое товарищество «Металлург-1» в Рязани было образовано Решением № 526 от 26 июня 1959 года «Об отводе Оловозаводу земельного участка для организации коллективного садоводства на территории зеленой зоны города». Сначала были освоены около сотни участков на относительно ровной местности, а к середине 80-х годов их число перевалило за 300.

Именно 80-е годы были золотым временем дачного садоводства. Появившийся достаток позволил людям строить вполне приличные дачные домики, шефская помощь завода обеспечивала бесперебойное и сверхдостаточное снабжение водой и электроэнергией, коллективное самосознание не допускало вопиющих случаев воровства и разграблений.

«Семья рабочего, ударника производства, в свободное время занимается не только огородничеством, но и небольших масштабов кролиководством и птицеводством». Фото из газеты «Приокская правда», май 1985 года, личный архив автора.

Последовавшие 90-е годы, с одной стороны, способствовали интересу к добыче подножного пропитания, с другой стороны, разрушили систему беспроблемного водо- и электроснабжения. Большинство участков оказались заброшены и никому не нужны. Также на передний план вышла правовая проблема. Те, кому участки были выданы в 60–70-е годы, уже ушли в мир иной, при этом очень немногие успели переоформить их на детей и внуков по новым регистрационно-кадастровым правилам. Постоянно растущие платежи за воду, за электричество, налоги привели к тому, что более половины участков сегодня просто брошены. Их нельзя ни купить, не продать, муниципалитет они не интересуют, застройщиков (пока?) тоже. Накопившиеся за годы долги по налогам, членским взносам отбивают интерес у тех, кто и не против вернуться сейчас к дачам из своих детства и юности.

Также разворован и разрушен заложенный по соседству в конце 80-х годов гаражный кооператив от пропавшего в жерле перестроечного бермудского треугольника рязанского электролампового завода.

Есть, конечно, небольшие приметы оживления и даже относительного благополучия, но они настолько малочисленны, что смотрятся буквально миражами на фоне всеобщего запустения.

С одной из сторон к садоводческому товариществу подступают городские новостройки эконом-класса. Может быть, они поспособствуют второму рождению этой эрзац-сельской местности?


Реклама. Как хорошо иметь дачу! Особенно в летнее время года. Рекомендуем вам построить дом эконом-класса для дачи из бруса. Быстро и недорого построим дома из профилированного бруса.