26 апреля председатель общественного движения коми-ижемцев «Изьватас» Николай Рочев и эксперт Гринпис России Владимир Чупров выступят на заседании Арктического совета в Канаде. Они расскажут инуитам, чем опасна нефть. Николай Рочев пообщался с корреспондентом «7х7» и пояснил, с чем готов выступить на заседании, которое соберет в городе Икалиут министров иностранных дел восьми государств.

Фото Максима Полякова


Сейчас Канада председательствует в Арктическом совете.


— В совете уже создана и работает группа по промышленному освоению Арктики, куда входят в основном представители нефтяных компаний, — пояснил Николай Рочев. — То есть там создано некое нефтяное лобби. Рабочая группа функционирует уже давно, а у представителей коренных народов циркумполярной зоны, которая входит в Арктический совет, даже нет средств для создания подобной группы. То есть это фактически получается игра в одни ворота. Между тем нефтяники уже начинают рассказывать населению, как им будет хорошо жить, как они будут процветать, когда здесь начнут добывать нефть.

По словам Николая Рочева, его цель — рассказать об ижемском и усинском опыте добычи нефти.

— Нам точно так же обещали процветание и безбедную жизнь с приходом нефтяников. И что мы имеем в настоящее время? Сейчас мы воспринимаем наличие нефти и ее добычу у нас в регионе не как какую-то благодать или прогресс, а как проклятие. То, что нам обещали, ничего не сделано. Наоборот, постоянно происходят разливы, сливы межпластовых вод, что делает нашу природу непригодной для традиционного пользования. И это у нас, на суше. А здесь, на шельфе, в Арктике, это грозит еще большими катастрофами. Я хочу донести до жителей Канады, что все эти обещаниянефтяников о процветании — ложь.  

В беседе с корреспондентом интернет-журнала председатель «Изьватас» также напомнил, что еще до отъезда попытался передать в МИД России «Арктическую декларацию» — документ, который призывает объявить нейтральную акваторию вокруг Северного полюса заповедной, запретить добычу нефти в арктических морях и ограничить там промышленное рыболовство. Однако декларацию не приняли, ссылаясь на то, что она «на английском языке и в рамке». Между тем, это не смутило МИДы других арктических стран, в которые активисты уже передали свое заявление.