«Сегодня, после двух дней прогулок по прекрасной Казани, приехал в Йошку (именно так местные называют Йошкар-Олу). Город, скажу я вам, удивительный. Пока тут ночь, но я сильно шокирован увиденным по дороге», — с этого сообщения началось освещение пребывания в столице Марий Эл блогера Ильи Варламова. Итогом его посещений российских городов становятся серии фотоочерков — «Хороший город/Плохой город». Свежие варламовские впечатления от Йошкар-Олы, очевидно, довольно критичны: по мере возможности он вел отчет о посещении различных районов Йошкар-Олы в своем твиттере.
Что думает популярный блогер о столице Марий Эл, какие мысли возникли у него от посещения города, что нужно сделать, для того, чтобы впечатления от Йошкар-Олы изменились? Подробности — в интервью «7х7»:
— Как Йошкар-Ола стала предметом твоего вчерашнего исследования?
— Случайно, просто был в Казани и заехал по пути в Йошкар-Олу.
— Были какие-то представления о городе?
— Примерно. Видел картинки в интернете — центральную часть города, но что там на самом деле происходит, не представлял.
— Какие-то свежие впечатления?
— Ну, все очень плохо. Совсем ужасные, наверное, худшие дороги, которые я видел вообще где-либо в России. Не помню города, где бы в таком состоянии были дороги, дворы и все остальное. Полнейший упадок, и непонятно зачем строится у вас все это безумие в центре. Все очень плохо, если коротко. Ничего хорошего я не отметил.
— По поводу центра города, набережной. У нас в городе, в республике мнения жителей разнятся — кто-то помнит, как выглядело это место раньше, — заброшенные пустыри, заросли по берегам. Благоустроили же…
— Слушайте, это история про то, что вы живете в разваливающейся коммуналке, где там бегают тараканы, потолок обваливается, и при этом покупаете себе «Мерседес» в кредит. И говорите: «Раньше же я вообще ездил в метро, а теперь — вот…».
Есть масса проблем в городе, которые не решаются, и нет даже намека на то, что будут решены. Строятся совершенно безумные здания, кварталы, памятники. Непонятно, для чего и для кого они. Можно построить что-то на месте бывшего болота, кремль — на месте бывшего сквера. Людям, по-моему, от этого лучше жить не становится. Есть первоочередные задачи, которые можно решать. И если какой-то другой город мог бы себе это позволить, то в Йошкар-Оле — дико смотрится. Здесь надо учитывать, что все это происходит по личному самодурству главы республики, насколько я понимаю… Во-первых, все это просто некрасиво. Совершенно безвкусные сооружения, не имеющие отношения к городу. Я так понимаю, они не согласовываются с профессиональным сообществом, непонятно, почему они возникают, как их дальше использовать. Все это делается с очень плохим качеством. Я там походил, посмотрел — несмотря на то, что все постройки достаточно новые, они уже начинают разваливаться. Дальше все это дело нужно будет содержать. И бедному городу, у которого нет денег для того, чтобы сделать дороги, повесят на шею еще и содержание этих зданий.
— Как обстоят дела в Йошкар-Оле, если сравнивать ее с другими городами, в которых ты был? Запомнились в качестве проблемных Тверь, Махачкала, возможно, Владимир. Я правильно понимаю, что Йошкар-Олу ты можешь сравнивать лишь с этими городами?
— Проблема в Махачкале — там совсем все плохо. В городе нет ни одного нормального здания, ни одного уголка, куда бы можно было прийти, посмотреть. Но там — равномерно все плохо, это смотрится органично. Проблема Йошкар-Олы в том, что, кроме того, что все плохо, мы имеем такое вот показушное самодурство вашего руководства. Поэтому в данном случае то, что происходит в центре Йошкар-Олы в связи со всем этим строительством, является «отягчающим обстоятельством». Йошкар-Олу в моем личном рейтинге мы расположим внизу. И тут не столько плохой, неухоженный город, сколько самодурство руководства.
-—Когда ты опубликуешь результат — «Хорошую и плохую Йошкар-Олу»?
— Все будет плохо, это я сказал еще в начале. Совершенно ничего хорошего…
— Это исключительный случай. Раньше, если не ошибаюсь, всегда находилось что-то хорошее в любом из городов.
— Почему? Про Адлер тоже не было ничего хорошего. Может быть, пару слов я и найду, но выглядит все очень печально. Я не знаю, почему так сложилось. Может быть, потому, что Йошкар-Ола находится в такой «небольшой глуши», сюда редко заезжают люди, не летают самолеты, про нее мало знают. Поэтому и происходят как в какой-то закрытой банке какие-то свои особые процессы. Это в лучших традициях какой-нибудь африканской страны, где народ живет за чертой бедности, нет вообще ничего, а царь сидит на леопардовых шкурах, строит себе двадцатый дворец и кичится перед соседними племенами: «Смотри, какой я новый замок отстроил».
— Как реагируют? Это относительно реакции властей регионов, городов на публикации.
— Все зависит от города, от региона. Где-то руководство реагирует — пытается обращать внимание, исправлять даже ошибки какие-то.
— Что можно сделать, чтобы в следующий раз Йошкар-Ола понравилась тебе или любому другому придирчивому посетителю?
— Чтобы Йошкар-Ола понравилась, нужно для начала поменять руководство республики. Про город не знаю; насколько мне известно, с ведения республиканского руководства все это делается. Нужно взять совсем иной вектор развития — городом заниматься. Сейчас Йошкар-Ола — полигон для реализации каких-то амбиций руководства республики, и не видно попыток сделать удобный, хороший город для жителей.