Завтра депутатам Государственного совета Коми предстоит принять поправки к республиканскому закону «О государственных гарантиях лицам, замещающим отдельные государственные должности РК». Суть их сводится к тому, что до 1 января 2016 года приостанавливается действие положения, предусматривающего выплату лицу, замещающему государственную должность Коми, при увольнении по собственному желанию в связи с выходом на пенсию денежного вознаграждения в размере десяти месячных окладов. Власти Коми заявили, что таким образом намерены сократить бюджетные расходы на государственное управление.
Напомним, этот законопроект появился после того, как Коми оказалась в числе рекордсменов по размеру «золотых парашютов» для чиновников. Следом идут Якутия и Еврейская автономная область, где занимающие государственные должности работники в случае прекращения полномочий обеспечиваются шестимесячным окладом.
В Коми под действие закона о «золотых парашютах» попадают 20 государственных должностей. В их числе глава республики и его заместитель, председатель регионального Госсовета и его заместители, председатели парламентских комитетов и комиссий, депутаты, работающие на профессиональной основе, председатель правительства и его заместители, руководитель администрации главы и правительства, руководитель аппарата Госсовета, председатель контрольно-счетной палаты, уполномоченный по правам человека и уполномоченный по правам предпринимателей. Кроме того, в эту двадцатку включены постоянные представители Коми в Москве и Санкт-Петербурге, министры, руководители служб, агентств, комитетов, управлений, инспекций, члены правительства.
Во время обсуждения законопроекта в парламентском комитете по социальной политике представлявшая его от имени главы республики начальник управления государственной гражданской службы Коми Елена Макарова затруднилась назвать сумму предполагаемой экономии.
— Ее невозможно подсчитать до копейки, потому что для этого надо четко знать, сколько лиц будет уволено на пенсию именно по собственному желанию, — призналась чиновница.
— А если не по собственному? — поинтересовалась депутат Людмила Афанасьева.
— Тогда это не действует.
Председатель комитета Михаил Брагин провел собственный подсчет.
— Если бы мы вышли на пенсию с должности депутата, работающего на постоянной основе, то выплата составила бы примерно 70 тысяч рублей, — заявил народный избранник. — А если бы глава республики, не дай бог, ушел на пенсию со своей должности, то это было бы 220–250 тысяч рублей.
— Нет, меньше, меньше, — не согласился с ним первый вице-спикер парламента Коми Валерий Марков.
— Вы правы, — кивнула в сторону Михаила Брагина Елена Макарова.
— В любом случае экономия была бы небольшая, — примирила всех Людмила Афанасьева.
Как бы то ни было, но председатель Госсовета Коми Игорь Ковзель на встрече с журналистами сообщил, что в этом политическом сезоне никто из парламентариев на пенсию не выходил. Велика вероятность, что и до 1 января 2016 года никто по собственному желанию и не уйдет, поскольку в будущем году он сможет получить единовременное пособие в десятикратном размере.
Депутат Болеслав Скроцкий вспомнил, что судьи конституционного суда получают при добровольном уходе на пенсию вознаграждение в 4,5 миллиона рублей.
— Конституционный суд под действие этого закона не попадает, — разочаровала народного избранника Елена Макарова.
— А у них даже не «золотой парашют», а бриллиантовый, — заметил под общий смех Болеслав Скроцкий.
В завершении Михаил Брагин сообщил, что внес еще до главы республики аналогичный законопроект, по которому «золотые парашюты» отменяются до конца 2016 года. Но поскольку это сделал глава, депутат свой документ отзывает.
Законопроект главы был депутатами комитета по социальной политике принят единогласно.