7 апреля на втором заседании в мировом суде Центрального района приступили к рассмотрению по существу дела о воронежских «иностранных агентах». Руководителя Центра защиты прав СМИ Галину Арапову обвиняют в том, что она не стала самостоятельно и добровольно включать организацию в реестр. Основанием для подобного заключения стал тот факт, что НКО якобы ведет политическую деятельность. В основу «доказательств» легли экспертные оценки медиаюриста.

Фото Екатерины Богдановой

 

Представительница защиты, руководитель правового отдела фонда «Общественный вердикт» Елена Першакова ходатайствовала о допросе свидетелей ― главных редакторов СМИ, в которых были размещены проанализированные и признанные «политической деятельностью» цитаты медиаюриста. Однако ходатайство о допросе журналистов, непосредственно бравших интервью или комментарии у Галины Араповой, а также партнеров Центра защиты прав СМИ, судья Дейнека отклонила. Всего Минюст отобрал 13 публикаций, где заметил следы «политической деятельности», в том числе и статья «Большой брат следит за блогерами», опубликованная на «7x7».

Галина Арапова выступила с 50-минутной речью. Она подробно объяснила, почему Центр защиты прав СМИ не является «иностранным агентом»: несмотря на получение грантов от международных благотворительных и негосударственных источников, никакую политическую деятельность организация не ведет и вести не намеревается.

― 19 лет мы занимаемся правовым просвещением, защитой журналистов в суде, разъяснением информационного законодательства. Мы не лоббируем чьи-либо интересы, мы работаем с правоприменением юридических норм «по факту»: анализируем практику, даем рекомендации сотрудникам СМИ, то есть помогаем отечественной журналистике стать лучше и качественнее, ― говорила Галина Арапова. ― Мы сотрудничаем и с государственными органами: сотрудников Центра просят проводить семинары для судей, работников пресс-служб правоохранительных органов. Меня удивило, что в качестве политической деятельности мне вменяют тот факт, что я состою в Общественном совете при ГУ МВД по Воронежской области, куда меня избирают вовсе не как директора Центра защиты прав СМИ, а как обычного гражданина. Еще больше я была поражена, что среди моих якобы политических высказываний оказалось поздравление к 15-летию учреждения в ОБСЕ позиции Представителя по свободе слова в Европе.

Ходатайствовала защита и об исключении из дела справок об осмотре сайтов, заверенных региональным Центром по борьбе с экстремизмом. На каком основании именно это ведомство Минюст привлек для составления этих документов, до сих пор остается загадкой.

Судья провела в совещательной комнате больше часа. Вернувшись, объявила, что следующее заседание, на котором будет допрошен сотрудник центра «Э», подготовивший справки, и, возможно, дополнительные свидетели со стороны Центра защиты прав СМИ, назначается на 13 апреля.

Первое заседание по делу об административном правонарушении ― о добровольном «невнесении» в реестр «иностранных агентов» ― прошло в Воронеже 2 апреля. Повестку Центр защиты прав СМИ, как и положено, получил за неделю до назначенной даты, но в связи с командировками Галина Арапова ознакомиться с материалами дела не успела. Вдобавок, руководитель центра на первом заседании ходатайствовала о привлечении в качестве защитника Елены Першаковой. Судья дала время ознакомиться с материалами дела, чтобы составить правовую позицию. Елена Першакова специализируется именно на этой тематике: ведет дела собственного Фонда, Сахаровского центра, «Экозащиты» и других организаций, не так давно внесенных в реестр «иностранных агентов».