Проблемы, связанные с работой пассажирского транспорта в Марий Эл, несмотря на постоянное к ним внимание различных органов власти и общественных институтов, ни в малейшей степени не решаются — с констатации этого факта началось заседание «круглого стола» региональной Общественной палаты. Основное внимание общественники акцентировали на проблеме отсутствия социальных перевозок на пригородных маршрутах.
Лариса Лоскутова, член комиссии по социальным вопросам и молодежной политике, поинтересовалась у заместителя министра промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Марий Эл Александра Новосёлова, почему три объявлявшихся один за другим конкурса на осуществление социальных перевозок не состоялись.
Ответ на ее вопрос вполне ожидаемо дал руководитель «Первой транспортной компании» Дмитрий Кудрявцев:
— Министерство должно нам 4 миллиона 173 тысяч 17 рублей. Поскольку это долг 2014 года, мы подали исковое заявление в суд. На 15 апреля назначено его рассмотрение.
Далее общественников заинтересовал вопрос, каким образом чиновники минпромтранса планируют начать перевозку дачников. Многие из них, по данным членов Общественной палаты, готовы были бы выехать на свои участки уже в ближайшие выходные.
Александр Новосёлов сообщил о том, что в садоводческие товарищества направлены запросы о предоставлении данных о необходимости направления автобусов. По словам чиновника, все товарищества на территории Медведевского района будут охвачены социальной маршрутной сетью.
Это заявление больше всех удивило представителей присутствовавших на «круглом столе» частных перевозчиков. Наиболее активный из них — Дмитрий Кудрявцев — задал заместителю министра вопрос на засыпку:
— А кто будет возить садоводов?
— У нас есть госпредприятие для организации этих перевозок, — парировал Александр Новосёлов.
— На основании чего отдаете сады без конкурса? — не успокаивался директор «Первой транспортной компании».
— Будет государственное задание в рамках законодательства Республики Марий Эл, — весомо ответил чиновник.
— Сколько в компании автобусов? — продолжил интересоваться проблемой Дмитрий Кудрявцев.
— Достаточно, — исчерпывающе удовлетворил его любопытство Александр Новосёлов.
— По моим данным, у госпредприятия один автобус, — продолжал беседу руководитель частной компании. — А садоводческих маршрутов — примерно 90.
Ссылка на госзадание для перевозки садоводов возмутила не только представителей частных перевозчиков, но и членов Общественной палаты. Лариса Лоскутова даже заподозрила минпромтранс республики в сговоре. По мнению же Александра Новосёлова — это крайняя мера, предусмотренная законом в случае, если конкурсы на проведение социальных перевозок признаны несостоявшимися.
У частных перевозчиков возник дополнительный вопрос-упрек:
— Выходит, что на выплату задолженностей за социальные перевозки денег в бюджете нет, а на организацию новых перевозок по госзаданию — есть?
Тем временем обсуждение финансовых вопросов перешло в русло определения ответственных полномочных органов. Схема, которую обрисовал присутствующим представитель минпромтранса республики, выглядит следующим образом: финансирование пассажирских перевозок происходит через министерство промышленности, транспорта и дорожного хозяйства. Оно, как уполномоченный орган, выплачивает все поступившие в его распоряжение средства в соответствии с тем количеством, которое перечислено министерством финансов Марий Эл.
Разговор плавно вернулся к задолженности перед «Первой транспортной компанией» за перевозку в 2014 году льготников. По словам Александра Новосёлова, перевозчики получили всю сумму, которая пришла в министерство транспорта из министерства финансов. По его словам, даже существует документ, выданный минфином и подтверждающий, что все деньги перечислены.
— А их не могли потратить на запрещающие знаки? Ни в одном городе нет такого их количества, как в Йошкар-Оле, — продолжали гнуть свое настойчивые частные перевозчики в лице Дмитрия Кудрявцева.
После заверения, что установка запрещающих знаков финансируется по другой статье, настал черед предложений, как решить проблему не доходящих до перевозчиков средств.
— Нужно передать деньги льготникам, которые пользуются пассажирским транспортом, — предложил Дмитрий Кудрявцев. Он имел в виду, что льготники будут получать в виде субсидий не только усредненную сумму стоимости условного проездного билета (скажем, 200 рублей, как было несколько лет назад), но и вдобавок к тому и часть средств, которые сейчас должны перечисляться за осуществление льготных перевозок транспортным компаниям.
К такому повороту событий представитель минпромтранса, как оказалось, был готов:
— Цена вопроса — 460 миллионов рублей, — сообщил присутствующим Александр Новосёлов. — В республике, по данным 2014 года, насчитывается 84 тысячи федеральных льготников и 55 тысяч республиканских. Они совершили 264 тысячи поездок. Больше половины федеральных льготников появилось при Кислицыне, — зачем-то упомянул второго президента Марий Эл заместитель министра. Вероятно, он хотел перевести разговор на тему финансового обеспечения федеральных льготников — важно всегда иметь представление о том, поступают ли деньги за их перевозку из федерального бюджета или за социальные перевозки 150 тысяч жителей несет ответственность только лишь регион. Так или иначе, а эта тема не получила развития, зато в течение двух часов заинтересованные стороны успели обсудить ряд других имеющих отношение к проблеме вопросов.
Среди них вновь прозвучала тема не вполне понятного механизма установления арендной платы госпредприятию «Козьмодемьянское АТП». Проблему также обозначила Лариса Лоскутова: она предложила министерству рассмотреть возможность снижения арендной платы, поскольку техника стареет, а предприятие выплачивает за нее с каждым годом все большие суммы.
Отсутствие конечных остановок — посадочных платформ, мест отправления общественного транспорта — еще один региональный феномен. Почему так происходит? Участники «круглого стола» решили — по-крайней мере, превалирующим было мнение, определившее источником проблемы передачу автовокзала и платформы отправления пригородных автобусов в частные руки. Одновременно, по мнению частных перевозчиков, власти города не дают возможности открывать альтернативные посадочные площадки. Присутствующий на заседании начальник отдела транспорта Йошкар-Олы Андрей Шабалин предположил, что в центре города нет свободных площадок для размещения новых вокзалов, а места на окраине вряд ли устроят перевозчиков.
Также Андрей Шабалин развил тему, которая могла бы помочь перевозчикам частично решить финансовые проблемы, возникающие, как выяснилось, из-за невыполнения договорных обязательств минпромтрансом (хотя представитель министерства утверждал обратное). По мнению начальника отдела транспорта Йошкар-Олы, следует изучить вопрос повышения тарифов на перевозки, поскольку в последний раз это происходило в 2013 году. Сейчас частные перевозчики, ориентирующиеся на «коммерческих» пассажиров, и перевозчики, осуществляющие социальные перевозки, работают по предельному уровню тарифа — билеты у тех и других стоят одинаково. В случае же изменения условий повысятся вариативные возможности: билеты на троллейбусы и социальные автобусы могут стоить дешевле билетов на маршрутки.
Директор МарНИИ им. Васильева и член Общественной палаты Александр Казимов обратил внимание участников «круглого стола» на то, что в настоящее время в республике нет ни одного научного исследования о разделении пассажиропотоков. По его мнению, эту задачу мог бы взять на себя город.
Это предложение заставило вновь откликнуться представителя администрации Йошкар-Олы. Андрей Шабалин привел статистику, согласно которой 95% пассажирских перевозок в городе осуществляет троллейбусный транспорт, получая в виде субсидий 35 млн руб. в год. А автобусы, на долю которых приходится 5% пассажиропотока, получают из бюджета около 19 млн руб.
Общественники также обратили внимание на то, что еще 12 февраля временно исполняющий обязанности главы региона Леонид Маркелов поручил создать комиссию, состоящую из представителей минпромтранса, мэрии Йошкар-Олы и перевозчиков. Целью работы этой комиссии было урегулирование всех спорных вопросов. О результатах деятельности представители сторон не смогли сообщить членам Общественной палаты ничего определенного.
Итогом обсуждения проблем социальных перевозок за «круглым столом», кроме выработки рекомендаций — правительству республики, министерству промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Марий Эл, органам местного самоуправления в целом и администрации Йошкар-Олы в частности, стало решение провести в ближайшее время еще одну контрольную встречу. Участники заседания рекомендовали Общественной палате держать никак не возобновляющиеся социальные перевозки на контроле.
Что касается конкретной информации, то она ограничивается обещанием представителей министерства промышленности, транспорта и дорожного хозяйства организовать социальные перевозки в сады. Непонятно, правда, смогут ли в министерстве договориться с владельцем платформы отправления пригородных автобусов в Йошкар-Оле — садоводам крайне удобно начинать свои поездки с привычного, существующего долгие годы места.