В то время, пока в столице Карелии произносили речи во славу «воссоединения» Крыма с Россией, в городе Сортавала состоялся вовсе не праздничный митинг. Его организовали местные жители – бывшие и нынешние работники муниципального унитарного предприятия «Племсовхоз имени Дзюбенко». Участники митинга пытаются привлечь внимание региональных и местных властей к судьбе совхоза, а главное — к судьбам людей.
За последние несколько лет вполне успешное предприятие постепенно стало фактически банкротом, заработная плата работникам не выплачивается, задолженность копится. Введено конкурсное управление. Готовится распродажа имущества.
Люди сетуют на то, что уничтожение предприятия — не просто результат неумелых управленческих действий, а сознательная политика руководства предприятия и лично последнего директора Андрея Дубровского, его заместителя (по совместительству — зятя) Николая Монахова и главного бухгалтера предприятия (по совместительству — супруга) Натальи Дубровской. Последняя, к слову, владеет сетью продуктовых магазинов, в которых отпускает лишенным зарплаты местным жителям «в долг» продукты, воспроизводя в современных условиях марксистские идеи о том, как появилась сначала экономическая, а затем и личная зависимость (читай — рабство) неимущих от богатых.
Местные жители рассказывают истории про схемы, приведшие к обнищанию предприятия и одновременному процветанию его руководства. И требуют в связи с этим не только выплаты задолженности по зарплате, но и должного расследования ситуации со стороны правоохранительных органов, а также отставки действующего главы районной администрации Леонида Гулевича, при попустительстве которого, по словам работников, и произошел развал муниципального предприятия.
В проекте резолюции, в частности, говорится: «Учредитель МУП „Племсовхоз им. Дзюбенко“ — администрация Сортавальского муниципального района — отвернулась от людей, от граждан РФ, проживающих на вверенной ей территории. Все наши требования и просьбы завершаются заявлениями с ее стороны о том, что „вопрос вне нашей компетенции“».
На митинге, собравшем, по мнению участников, около 150 человек, присутствовали бывшие и нынешние работники совхоза, поддерживающие требования организаторов горожане, депутаты районного совета и Законодательного собрания Карелии.
Резолюция была принята единогласно.
Сложившуюся ситуацию нам пояснила одна из организаторов митинга, бывший главный агроном совхоза, Светлана Максуль:
— Банкротство длится уже четвертый год. На предприятии все разрушено. Людей давно сократили, основное имущество предприятия давно распродали, уничтожили крепкое хозяйство, извели поголовье — элитный скот айширской породы, а с людьми до сих пор не рассчитались. Кто же производил оценку имущества совхоза, и как так получилось, что не погашены долги по зарплате перед работниками?
Помимо вопросов, относящихся к деятельности конкурсного управляющего, у работников совхоза есть и ряд вопросов к кадровым решениям на некогда процветавшем предприятии:
— Один из вопросов, который мы в свое время задавали местной администрации: „Как получилось, что на ключевых должностях муниципального предприятия стояли родственники?“ — и внятного ответа мы не получили. А потом оказалось, что магазины, принадлежавшие совхозу, сданы в аренду ИП Дубровская, то есть супруге директора, которая одновременно была и главным бухгалтером предприятия.
Этим она, вероятно, пользовалась. Пока магазины были совхозные, вся выручка поступала в кассу совхоза и шла и на зарплату, и на другие нужды совхоза. А после того, как магазины перешли в аренду ИП Дубровская, она стала выдавать товары под зарплату работникам совхоза. Естественно, по тем ценам, которые она сама устанавливала. То есть она закупала у предприятия продукцию — картофель, мясо, молоко — и эту же продукцию, только уже по другой цене, продавала «в долг» работникам этого же предприятия, на котором сама работала главным бухгалтером.
По словам организаторов, это лишь некоторые эпизоды, заставившие людей собраться на «митинг обманутых». Результаты мероприятия они оценивают неоднозначно:
— Никто из приглашенных — ни господин Гулевич, ни господин Дубровский, ни госпожа Малинен [конкурсный управляющий], ни представители региональной исполнительной власти Карелии [отметим, что глава республики и многие его подчиненные в это самое время принимали участие в митинг-концерте, посвященном годовщине присоединения Крыма к России] — на митинг не пришел. Пришли только депутаты — местного совета и Законодательного собрания. Мы озвучили требования, приняли резолюцию, теперь посмотрим, что нам ответит наша администрация. Есть надежда и на депутатов Законодательного собрания. Но если нас снова проигнорируют, будем обращаться в вышестоящие инстанции, — заверила корреспондента «7х7» Светлана Максуль.
Своим мнением о ситуации вокруг предприятия с нами поделился депутат Законодательного собрания Карелии от Сортавальского избирательного округа Александр Федичев:
— На сегодняшний день предприятие — банкрот. Там несколько лет назад открыто конкурсное производство, и на сегодняшний день единственная задача конкурсного управляющего — продать имущество и рассчитаться с кредиторами, а в первую очередь — с людьми.
Ситуация сложная, люди сталкиваются с такими примерами: человек подает в суд, пытается взыскать задолженность по заработной плате, а в суд представляются документы, по которым он эту заработную плату как будто уже получил. Суд и правоохранительные органы должны решить, насколько это соответствует действительности. Поэтому мы [депутаты Законодательного собрания от Сортавальского избирательного округа] обратились в МВД с просьбой провести проверку. По одному человеку это делать бесполезно, надо изымать все зарплатные ведомости, опрашивать людей, разбираться. Мы должны добиваться оценки действий и бездействия всех участников и заинтересованных лиц со стороны правоохранительных органов.
По мнению Александра Федичева, на митинг пришли не только работники «Совхоза им. Дзюбенко», но и многие горожане и жители окрестных поселений, потому что проблема в отрасли не ограничивается банкротством конкретного предприятия, а является отражением кризисных явлений в местном самоуправлении:
— Сегодняшний митинг — это яркий пример самоорганизации, когда люди, доведенные до отчаяния, стали выдвигать требования, выходящие за пределы заявленной „совхозной“ проблематики. Люди вспомнили о том, что убита вообще сельхозотрасль в районе. Наш президент сейчас совершенно правильно говорит об импортозамещении, снижении зависимости, продовольственной безопасности России, а районная администрация не особо стремится, кажется, ее обеспечивать. Именно поэтому основное требование, с которым вышли люди сегодня, — отставка районной администрации.
В этой связи у меня есть надежда и даже уверенность, что в ситуации с конкретным предприятием правоохранительные органы разберутся. А вот что касается основного требования людей [отставка районной администрации], у меня иллюзий мало: с тех пор, как депутаты Законодательного собрания отменили свободные выборы районных властей, реальны ситуации, при которых люди будут выходить на митинги, а их слышать не будут. Поэтому надо возвращать выборы на муниципальном уровне, чтобы власти были подконтрольны людям, — заключил депутат.