Уличные художники из Перми Александр Жунев и Виктор Фрукты дали простые практические советы о том, как можно договориться с собственниками зданий и сооружений, чтобы создать там арт-объекты. Об этом они рассказали на «Эко-арт академии» в Мурманской области, участниками которой являются общественные активисты и художники. На форуме они разрабатывают проекты на стыке экологии и искусства, один из которых получит финансирование и будет реализован в ближайшие полгода в одном из городов Баренц региона.
Спанчбоба в Перми общественность потребовала вернуть!
Громкая история борьбы со стрит-артом произошла несколько лет назад в Перми. Городской художник Александр Жунев преобразил трансформаторную будку на ножках не далеко от оживленного пешеходного перехода в героя известного мультфильма — Спанчбоба. Персонаж мультика встречал горожан год, а потом он исчез под монолитной серо-серебристой краской.
— Я, конечно, расстроился, — сказал художник Александр Жунев. — И не одному мне стало грустно. Горожане объединились и вышли на митинг с плакатами: «Верните Губку Боба». Для меня стало просто шоком, когда мне позвонили из администрации и попросили нарисовать Боба снова. Сказали, что закрасили по ошибке.
Организатор фестиваля по стрит-арту в Перми Александр Жунев рассказал, что авторам подробно объясняют, как выбирать и согласовывать объекты для оформления. По его словам, не стоит заглядываться на щиты или технические будки в очень оживленных, «проходимых» местах: работы просто заклеят объявлениями или перекрасят коммунальщики уже через полгода, а то и через несколько месяцев. Во-вторых, нужно найти собственника сооружения. Это может быть электросетевая компания или газовая компания, «Ростелеком», городская администрация. Как отметил автор, представители разных контор не охотно идут на контакт с художниками, но если получить в городской администрации письмо о поддержке проекта, например, рисунка граффити, диалог складывается конструктивнее. Иногда просят предоставить эскиз будущей работы.
Недолговечная вечность
Другой арт-активист, мастер граффити из Перми Виктор Фрукты освоил новую технику — ледяных надписей. Он вырезает трафареты, распыляет через них воду на вертикальные поверхности, которая через несколько минут замерзает. В итоге появляется надпись или рисунок. Такая техника позволяет вносить временные изменения в городскую среду: как только температура воздуха поднимается, арт-объект исчезает. Но даже такой способ создания надписей и рисунков нервирует собственников зданий.
— Рисовать красками во время морозов невозможно. Мороз –20 — это приговор для любого произведения. Поэтому я придумал рисовать водой, которая превращается в лед. Я вырезаю глубокий трафарет в реальную величину, креплю его на стене здания и брызгаю воду. Только воду! Такие надписи держатся всего два-три дня. Но полицейских простота действия не успокаивает. Меня часто просили «свернуться и уйти». Я с представителями власти не конфликтовал, но все-таки пытался получить от них хотя бы одно вразумительное объяснение, почему нельзя писать водой. Мне говорили, например, что здание пострадает, — рассказал Виктор Фрукты.
Во время фестиваля «Холод» в Перми художник не смог до конца осуществить проект, который был призван подсказать горожанам дорогу к галерее «Свитер».
— Идея заключалась в известной игре-подсказке «Холодно, теплее, тепло…» — так говорят тем, кто что-то ищет. По задумке во время фестиваля «Холод» арт-галерея «Свитер» должна была быть одним из самых теплых мест в прямом и переносном смыслах. Моя задача заключалась в том, чтобы разместить по городу слова подсказки для горожан. Но нанести удалось не все слова или слова не целиком. Пока я работал, подъезжал полицейский патруль и начинались глупые разговоры… У меня осталось ощущение, что я не все осуществил из творческих задумок.