17 февраля в администрации города, некоторых учреждениях и почтовых ящиках некоторых воркутинцев появилась «народная газета» — информационная листовка на четырех страницах со статьями, содержащими резкую критику работы администрации Воркуты. Ее выпустил бывший вице-мэр города Александр Литвинов. Он же наравне с некоторыми общественниками является автором нескольких публикаций. В «народной газете» Литвинов призывает к отставке нынешнего мэра Евгения Шумейко и его заместителя Ярослава Мельникова. Среди главных претензий к работе — проваленная, по его мнению, работа по обслуживанию сети дорог, благоустройству, муниципальному управлению, документообороту, антикризисным программам, взаимодействию с бизнесом и общественностью.
В беседе с корреспондентом «7х7» Александр Литвинов признался, что у него накопилось несколько весомых претензий к работе администрации под началом Шумейко, однако он решил выпустить «народную газету» (тираж 999 экземпляров) после того, как мэр не сдержал данное им слово.
В начале 2014 года Литвинов выкупил с долгами фирму, которая и арендовала муниципальное мини-общежитие с 2012 года. По его словам, это было «убитое» помещение, в котором, кроме стен, ничего не было. За это время был сделан ремонт, выплачены долги. Однако к концу 2014 года фирма задолжала администрации плату за аренду помещений. По словам бывшего вице-мэра, при встрече Евгений Шумейко пообещал подождать несколько дней, чтобы у владельца гостиницы была возможность внести нужную сумму. Несмотря на то, что это было сделано, сотрудники администрации подали в суд на арендатора, требуя вернуть помещения в собственность мэрии. После этого Литвинов и решил выпустить «народную газету», так как перестал доверять местным властям, от низкого качества управления которых страдают и другие люди.
По мнению Евгения Шумейко, критика в его адрес безосновательна, а «народная газета» — это всего лишь болезненная реакция на хозяйственный спор вокруг гостиницы. Об этом он рассказал корреспонденту «7х7» в Сыктывкаре, куда мэр Воркуты приехал, чтобы послушать отчет главы Коми Вячеслава Гайзера о своей работе за прошлый год.
— Вы видели «народную газету»?
— Нет, я ее не видел, не читал, но информация об этой газете пришла после того, когда возникла ситуация [с гостиницей]. Я понимаю, что людям хочется защитить что-то свое. Но моя задача, как руководителя города, вернуть то, что у города было незаконно отобрано. В том числе здесь речь идет о таком предприятии, которое раньше было общежитием, в период, когда Литвинов был заместителем руководителя администрации города, моего предшественника. Оно было «отжато», незаконно переведено из жилого фонда в нежилой, создана гостиница. Ребята «рубили» деньги. Конечно же, мы подали документы в Арбитражный суд, чтобы это помещение вернуть в город, чтобы оно служило городу. Сегодня есть проблемы с переселением из поселка Советский, сегодня есть проблемы с обеспечением жильем малообеспеченных. После этого пришло предложение от Литвинова как-то договориться. Конечно, ответ был «нет», и после этого мне ложится на стол бумага, в которой сказано, что тогда будет создаваться газета, в которой нас будут «мочить». Да, ребята, ради бога. Я считаю, что жить надо по закону и бороться не такими методами и интригами.
— То есть это только экономический спор? И вы не принимаете критику, касающуюся той же уборки снега в городе?
— Критика есть, и от нее никуда не денешься. Мы все не святые. И понятно, что сегодня ситуация достаточно серьезная. На природу жаловаться не хочется. Но в этом году, например, мы столкнулись с ситуацией, когда снега выпало в три с половиной раза больше годовой нормы. Понятно, что мы рассчитываем все затраты на горючее, технику, за которой стоят живые люди. Тем не менее в городе никаких коллапсов нет: движется «кольцо» [кольцевая автодорога, связывающая воркутинские поселки], во дворы можно заехать. Понятно, что проблемы были, есть и будут. А то, что появилась газета... ну появилась.
В распоряжении «7х7» оказались сведения о количестве осадков в заполярном городе за последние четыре года, которые предоставили в авиаметеорологической станции Воркуты. Это доказывает, что Евгений Шумейко использует некорректные данные.
Александр Литвинов подчеркнул, что после выхода «народной газеты» получил множество положительных откликов от горожан, депутатов, в том числе и от работников мэрии, которые, по его словам, критику руководства города разделяют. В беседе с корреспондентом «7х7» бывший вице-мэр рассказал о том, как появился первый выпуск и ждать ли второго.
— Зачем ты выпустил «народную газету»?
— Секрета тут никакого нет. О своем выходе в оппозиционное поле, выходе листовки я уведомил Шумейко в конце декабря, потому что у нас началась конфликтная история по общежитию, в которое вложены деньги нашей компании. Встал вопрос о расторжении договора, потому что у меня был просрочен период по аренде. Поскольку и со мной контрагенты расплачивались не всегда, и у меня не всегда получалось закрывать аренду ежемесячно перед администрацией. Но обычно администрация в таких случаях подает иск на взыскание в суд, и арендаторы начинают подтягивать какие-то средства и закрывают аренду. Я это сделал в ноябре, и мне обещали, что иска не будет. Но его подали через семь дней. В нем требование не только взыскать сумму, но и расторгнуть договор как с неблагонадежным арендатором. Причем такие меры больше ни к кому не применялись. А обычно муниципалы всегда находят с коммерсантами общий язык. Меня в этом плане обманули. И сейчас рассмотрение иска в суде приостановлено, потому что я подал встречный иск на взыскание суммы, вложенной компанией в ремонт этих муниципальных помещений.
— И все-таки, какова основная причина, по которой ты стал выпускать газету?
— Это в некотором роде нечестная политика администрации. Мне сказали инсайдеры, что они собираются это общежитие использовать для каких-то своих коммерческих целей, для своих людей. Просто это рейдерский захват, который они хотят прикрыть «буквой закона». И есть такая норма, согласно которой они могут расторгнуть договор. Естественно, когда Шумейко, по сути, обманул меня, я ему лично в руки отдал медиаплан информационного листка. У каждого своя мотивация, у меня, например, конфликт с сити-менеджером и его замом, которые не держат слово. Поступать не по-мужски, считаю, — обычное явление для Евгения Александровича. Об этом знает весь город.
— Если бы не возникла ситуация с общежитием, появилась ли бы эта газета?
— Честно скажу — не знаю. Любой проблемный бизнес отнимает массу сил и времени. Город экономически стагнирует, и это видят все. Когда ее не было, я все же понимал, что в городе происходит. Ссориться на ровном месте, как человек здравомыслящий, я не собирался. Но потом увидел, что мне «наступают на хвост» и выталкивают в оппозиционное поле. Тогда я сказал: «Или подпишем мировое соглашение или придется конфликтовать». Шумейко вечером пообещал его подписать, сказав, что есть до сих пор арендаторы, которые вообще не платят, дело-то твое вообще пустяковое, подпишем. А на следующий день, когда с командировки приехал его зам Мельников, его мнение резко поменялось. Но это было ожидаемо. Кстати, тот же самый Мельников почему-то считает, что его незаконную подвальную гостиницу в 2011 году прокуратура закрыла из-за меня. Это, конечно, бред, но переубедить в свое время я его не смог. Видимо, это месть.
Возвращаясь к вопросу, если бы у меня были ровные отношения с администрацией, я, всего скорее, не стал бы этим заниматься. По крайней мере, говорю честно. Потому что у меня и так хватает своей головной боли. Но так как они начали свою нечестную игру, у меня другого выхода не оставалось. Это шаги в сторону самозащиты, особенно после того, как в мой адрес, моей семьи стали поступать двусмысленные тезисы, которые я оцениваю как угрозы. Назад пути нет.
— Каковы главные претензии к команде Шумейко?
–—У меня нет претензий к команде, у меня претензии к Шумейко и его заму Мельникову. В первую очередь проблемы, касающиеся большинства горожан, — это городское хозяйство, благоустройство. Потому что ни для кого не секрет, что некоторые общественники уже месяцами бьются с этим. Это расчистка и уборка снега на улично-дорожной сети, в дворовой территории. У меня сейчас рядом в машине лежат запчасти на 8 000 рублей к ходовой только потому, что я в ноябре неудачно съехал с тротуара высотой сантиметров 30–40, у нас их не чистят. Я уж не говорю про многочисленные аварии из-за плохого состояния дорожного покрытия. Это первое. Второе — работа администрации в общественно-политическом поле все-таки имеет негативный вектор. Со сколькими общественниками бы я не общался, никто не может сказать в адрес Шумейко и Мельникова ни одного хорошего слова. Много вопросов возникает с муниципальной арендой, документооборотом, с ведомством главного архитектора, который сейчас вообще два месяца отсутствует. Много вопросов возникает по проблеме отлова собак. Какие-то шаги начали предпринимать, но опять же веры ни у кого нет, потому что работа собачьего приюта держится на волонтерах, сам приют не доделан. Общественники где-то этих несчастных собак ловят, кормят в жутких условиях… То же касается СМИ — контакта нет. Можно говорить бесконечно. Почти во всех сферах коллапс.
— Сегодня Шумейко высказал в беседе мысль о том, что этой зимой в Воркуте выпало в три раза больше снега, чем обычно. Понятно, что проблемы на дорогах возникли, просто таких осадков не было…
— На самом деле он вводит общественность в заблуждение. Я разговаривал с начальником гидрометцентра, которая уже устала пояснять, что осадков выпало не больше, чем обычно, далеко не в три раза. И намного меньше, чем было во времена Шпектора. Вопрос в том, что Шумейко со своим замом по ЖКХ не способны с этим справляться. Губернатор Гайзер недавно говорил, что в кризисный 2015 год много вопросов будет возникать к руководителям на местах, к качеству управления. У нас в городе не какие-то глобальные проблемы, а все — узкобытовые, которые все равно не решаются. Потому что этот сити-менеджер не может отвечать вызовам ни перед городом, ни перед республикой. На фоне кризиса, сокращения бюджета городу нужен новый мэр, который будет с утра до вечера работать на месте, сможет адекватно отвечать на все вызовы и проблемы. Общественники пока социалку отбивают, но, увы, пока нет грамотного руководителя, который смог бы в кризисный период минимизировать потери, и чтобы они в последнюю очередь касались людей. Ждем в преддверии местных выборов в горсовет нового мэра, который справится с ситуацией намного качественнее. Сейчас идут по легкому пути — закрыть, сократить, объединить. Они и далее будут оптимизировать, резать социалку, с каждым днем усилять социально-политическое напряжение. Никто с людьми открыто и честно не разговаривает, ничего не поясняет. Там, где можно было обойтись малой кровью, город встает на вилы на ровном месте — из-за низкого качества муниципального управления.
— Можешь ли ты оценить, как воркутинцы отреагировали на появление газеты?
— Я получил поддержку от многих людей. Конечно, это не рядовые горожане, а различные руководители, депутаты, общественники и правозащитники, которые активно пользуются интернетом. Все же тираж не большой. Более того, я получил несколько сигналов из администрации города. Люди не сказать, что сильно воодушевлены. Но они готовы поддержать нашу работу, в том числе анонимно. Мне позвонил один депутат и сказал, что готов предоставить некоторые материалы. Он не доволен тем, как обстоят дела с согласованием документов в архитектуре. Там возникают проблемы. Люди понимают, что Шумейко и Мельников себя исчерпали. Многие чиновники работают вопреки им. И я буду апеллировать не только к ним, но и к общественным институтам, и вижу, что они работают — такие как Общественная палата Коми. Тот же самый Семён Мостуненко является членом палаты, имеет выход на ОНФ. Эти структуры в его борьбе с некачественной очисткой снега, дворов, его борьбе с закрытием школ, библиотек активно поддержали. Активно по дворам и дорогам работает и ФАР. Это дает результат. Сейчас уже прозвучали слова, что пока, например, библиотеки, не будут закрывать, этот вопрос будет решаться. Хотя чуть раньше риторика была иной. И общественные институты на этом этапе в Коми, как ни странно, работают. Мы видим по ответной реакции ОП РК.
Буду апеллировать к Гайзеру, правительству РК — подготовлю открытое обращение к губернатору, где опишу то, что происходит и у меня, и в Воркуте. Попробую записаться к нему на прием. Я никаких секретов из своей борьбы не делаю. Все в открытую. И я готов добиваться того, чтобы нам поменяли команду и убрали этих товарищей, которые душат Воркуту на корню. Насколько я знаю, идет активное обсуждение в городе — все ждут нового руководителя администрации, фамилию которого я пока не буду озвучивать. Дай Бог, чтобы это не оказались просто слухи.
— Предположим, что Шумейко отзовет свои претензии по гостинице. Ты прекратишь свою оппозиционную деятельность?
— Я всем, кто вокруг меня собрался, сказал, что оппозиционную деятельность в отношении Шумейко и Мельникова не брошу. Тот период, когда можно было все делать спокойно, тихо, он пройден. Я не собираюсь кидать тех людей, которые мне поверили, и отказываться от борьбы. Судьба общежития ушла на второй план. Это трудозатратный и капиталозатратный бизнес. Поверьте, пользы от него ноль. Неприятно, что это происходит через обман и бессмысленный наезд Шумейко и Мельникова. Закрою фирму — значит, не судьба, вздохну свободнее. Поэтому вопрос будет стоять так — или поменяется сити-менеджер, или эта борьба с нашей стороны будет продолжаться, даже если против меня начнут устраивать провокации, в том числе уголовного характера.
— Ждать ли второй выпуск «народной газеты»?
— Мы спикеров набрали на второй выпуск, когда еще не был готов первый. Там же я размещу открытое письмо губернатору. Скорее всего, это будет первая или вторая декада марта. Хоть выпуск «народной газеты» небольшим тиражом — это копеечный вопрос, но люди уже дают деньги на это. Написать, сверстать, это несколько часов работы. Пока мы решили, что выпуск газеты раз в месяц — этого достаточно.