Министерство труда России предложило увеличить сроки пользования средствами реабилитации инвалидов ради оптимизации бюджетных расходов. Проект соответствующего ведомственного приказа опубликован для публичного обсуждения, сообщает сайт meduza.io.
Согласно проекту, прогулочное кресло-коляска с ручным приводом может использоваться не 4 года, как предусмотрено действующим приказом, а 6 лет. Также с 4 до 6 лет предлагается продлить срок пользования слуховыми аппаратами. Норматив для сложной ортопедической обуви увеличен с 6 месяцев до 1 года.
Впитывающие простыни и подгузники для взрослых, по мнению минтруда, могут использоваться в полтора раза дольше, чем сейчас — 12 вместо 8 часов.
В пояснительной записке к новому проекту говорится, что средства реабилитации могут использоваться значительно дольше, чем указано в этом приказе, поскольку «изготовление современных технических средств реабилитации осуществляется с использованием качественных, высокопрочных и износостойких материалов».
Министерство труда уверено, что качество реабилитации инвалидов с введением новых нормативов не ухудшится. С этим категорически не согласились опрошенные журналистами «7х7» эксперты.
Илья Костин, председатель правозащитной организации «Аппарель»:
— Основной смысл документа — «Раз у нас нет денег, а антикризисный план надо выполнять, и технические средства реабилитации (ТСР) стали делать „лучше“, давайте увеличим сроки пользования ТСР».
Что тут скажешь, додумались. Это реалии наших дней!
Это самый ПОДЛЫЙ вариант облегчения государственного бюджета — экономить на технических средствах реабилитации, который выбрал минтруд!
В этом документе:
1. Есть нарушения 181 ФЗ «О социальной защите инвалидов» (положение инвалидов не может ухудшаться нормативными актами министерства). Есть решение Верховного суда Российской Федерации №ГКПИ07-852 от 19.09.2007 года, когда на уровне Верховного суда удалось отстоять сроки пользования памперсами, измененные первоначальной версией приказа №321 от 7 мая 2007 года.
2. Заявляется о необоснованных сроках использования ТСР. Только действительно публичное обсуждение этого документа может остановить существенное снижение финансирования.
Для этого необходимо принять участие в обсуждениях на сайте и высказать свое мнение и предложения до 25 февраля.
Елена Леонтьева, эксперт в области доступной среды, председатель екатеринбургской общественной организации колясочников «Свободное движение»:
— Очевидно, что у людей с инвалидностью новый документ вызывает удивление, потому что там глупости какие-то проскакивают. И еще это огорчение. Эта ситуация сильно ударит по инвалидам, так как это вопросы жизни и смерти.
Эта ситуация мне неприятна, потому что здесь есть лукавство и непорядочность. Я понимаю, что у государства в кризис не хватает денег, хочется сэкономить на всех и вся. Но ведь можно сказать так: «Ребята, мы понимаем, что надо, но денег в бюджете нет физически. Поэтому мы вам вместо трех памперсов в сутки будем выдавать два. Этим мы будем давать понять, что третий памперс вы должны сами купить или, как в старые времена, сделать что-то своими руками». А нам пишут о том, что одним памперсом теперь можно пользоваться не 8 часов, а 12. Но ведь не существует таких памперсов, которыми можно пользоваться 12 часов. И при этом возникают пролежни. Они попытались сохранить нормальное выражение лица.
Есть федеральные законы, которые требуют, чтобы то, что было написано в индивидуальной программе реабилитации, это и нужно обеспечить. И сейчас они не будут менять этот закон. Им проще переписать, что один памперс служит на 8 часов, а 12 часов. Но это бред!
А с инвалидными колясками тоже странная ситуация. Если коляска дорогая и качественная, сделана из титана, то она может прослужить дольше нормативного срока. Но Фонд соцстраха стал закупать дешевые китайские коляски. Комнатная коляска служит 6 лет, а срок хотят увеличить до 8. Но это абсолютно нереально. Но ни одна техника так долго не служит. Нужно менять покрышки, подшипники. И у нас нет системы ремонта и бесплатного восстановления колясок. Китайские коляски ломаются на следующий день после того, как ее получают. Это какое-то барахло.
Понятно, что государство будет придерживаться своей точки зрения. Но если коляска пришла в негодность, то можно написать заявление в Фонд соцстраха, чтобы он выдал новую коляску в связи с тем, что она пришла в негодность раньше срока, если коляска плохого качества. Это и есть законный способ получить новую коляску. Но государство понимает, что все зависит от человека. Если он активный, может добиваться, требовать, то он пройдет этот путь. А если человек не знает этого... Мы же понимаем, что большинство людей будет просто ждать этого нормативного срока.
Маргарита Колпащикова, председатель Коми регионального отделения «Всероссийского общества инвалидов»:
— В документе четко написано, что это экономия средств, оптимизация бюджетных расходов. И понятно, почему это происходит. Мы категорически против этого. В нашей организации идет работа во всех городах и районах. Мы готовим свое мнение. И я не слышала ни одного положительного взгляда на этот документ.
Вчера, например, к нам обратились две мамы, у которых лежачие взрослые дети. Они задают вопрос: «Каким образом один памперс будет выдерживать 12 часов?».
К нам обратились и те, кто использует инвалидные коляски. Тот срок, который предлагается, он просто нереален. Коляски быстро изнашиваются. Они не того качества, чтобы ими можно было пользоваться большое количество лет.
Мне кажется, что положение наших людей будет ухудшаться. Оно и так сегодня не очень хорошее. Мы все относимся к этому отрицательно.
Николай Костин, эксперт правозащитной организации «Аппарель»:
— Первое мое впечатление — нашли на ком экономить. Хоть глаголят в каждом докладе о доступности и реабилитации людей с инвалидностью и интеграции нас в общество, этим приказом вновь дают понять, что нас тут не ждут и не хотят видеть. Это вторая мысль, которая меня посетила...
Сроки пользования продлены в среднем более половины срока, а то и в два раза. Я про эксплуатацию тех технических средств реабилитации на своем примере знаю именно по качеству при тендерах. Тут за меньшие деньги необходимы будут те же объемы технических средств реабилитации — естественно, упадет и качество в разы.
Сейчас кресло коляску выделяют на пять лет, а она не выдерживает и года. И не только в моем случае. Я уже через три-четыре месяца прошу поменять аккумуляторы и передние колеса, летят подшипники и т. д. Через два года мою коляску списывают как непригодную, ее попросту бессмысленно ремонтировать. Представьте, что будет, когда мне надо будет 8 лет ею пользоваться...
Я скажу больше. Не выдерживают кресла-коляски эксплуатации в наших погодных условиях. Да они и не предназначены для таких погодных условий. Гель от морозов меняет свою структуру («плотность», «емкость»), ходовые части «колеса» также не предусмотрены для наших ухабов, ям и вечно дырявящихся дорог городскими службами...
Лично меня и, я думаю, таких, как я, приводит, мягко сказать, в ужас за ближайшее будущее.
Любовь Усова, колясочница, Сыктывкар:
— Я точно знаю, потому что сама уже 25 лет нахожусь на инвалидности, что это еще более усугубит наше положение. С документом я ознакомилась вчера. Теперь комнатная механическая коляска должна нам служить восемь лет. Это нереально. Да они даже не выдерживали того срока, и мы часто меняли досрочно. И даже на ремонт колес в протезных предприятиях нет средств. Увеличился срок, и мы теперь должны еще больше мучиться и думать, как самим все ремонтировать. Именно это возмутило.
Мне очень обидно и жалко таких людей. Качество колясок очень низкое. Минтруд говорит, что раз качество хорошее, значит, срок эксплуатации можно увеличить. Но это не так! Большинство колясок китайские. Сейчас начинают появляться «Отто Бокк» [немецкий протезно-ортопедический концерн], сделанные в Тольятти. Но это вообще большая разница с теми, что сделаны в Германии. Качество несравнимое. Да и выдают их не каждому.
У меня, например, сейчас вышло так, что на механической коляске «полетели» колеса. В протезном предприятии хотели отремонтировать, но потом сказали: «У нас нет колес и нет денег». И получается, я сама какими-то разными путями решала этот вопрос: попросила у одного инвалида. Там колеса были чуть-чуть получше, но сколько они выдержат? Если комнатная коляска будет служить восемь лет, а прогулочная — шесть, не знаю тогда, как мы будем жить.
По поводу ортопедической обуви. Я на протезе, но на нем все равно много не могу ходить. Мне положено две пары обуви на год — летняя и зимняя. По этому документу получается, что положена только одна пара. Протез рвет любую обувь. Непроизвольные движения разбивают ее. Я не могу носить обычную обувь, мне нужна специальная. Если, к примеру, каблук будет немного выше или ниже, я буду падать на простых протезах и разобью единственную свою ногу. Обувь эта выдерживает год, потом рассыпается. Иногда она рассыпается раньше, а найти ее трудно. Покупаю тогда за свой счет, а она недешевая. Чиновники минтруда обрекают нас на то, что придется думать, брать только сапоги зимние или только летние. И, значит, я летом буду в зимних сапогах ходить, ведь летних не положено. Сами бы они попробовали в одной обуви ходить круглый год. Пенсии у нас небольшие, большая часть из них уходит на лекарства, получается, что мы еще должны покупать обувь.
А еще по протезам установили срок на три года, а электронный протез — на пять лет. Но это тоже нереально. Раньше через два года мне была положена замена протеза. Он ведь тоже «расхлябывается». Иногда параметры не соответствуют. В минтруда наверняка совсем ничего не знают, что такое протезирование. Им для начала следовало бы узнать у тех же специалистов. Если человек немножко похудеет или поправится, он уже не может надевать этот протез, а сколько всего может произойти за два года. Ведь люди, носящие протез, в основном ведут сидячий образ жизни. То же и с электронным протезом. Раньше было четыре года, теперь — пять лет. Электроника может сбиться.
В целом не учитывается состояние людей. То, что человек может измениться. Сроки увеличили, а качество этой продукции не улучшится. Почему-то зарплаты у госслужащих не уменьшаются, а экономить они решают на самых слабых.
Фото r.gazetauhta.ru