Президиум Государственного совета Коми рассмотрел новую схему одномандатных избирательных округов для проведения выборов в республиканский парламент, которая будет действовать ближайшие десять лет. Подавляющее большинство присутствующих депутатов эту схему поддержали. Не согласился с ней лишь первый заместитель председателя Госсовета региона Валерий Марков.

Фото Игоря Бобракова

 

Представлявшая схему председатель республиканской избирательной комиссии Елена Шабаршина сообщила, что, по состоянию на 1 января 2015 года, численность избирателей в Коми составила 704 тысячи 327 человек. Поэтому в предложенной схеме средняя норма представительства избирателей на один депутатский мандат — 46 тысяч 955 человек (всего округов — пятнадцать, как было и раньше). По закону допускается отклонение от нормы для труднодоступных и отдаленных местностей на 30%, то есть на 14 тысяч 87 избирателей. Минимальное их число для такого округа — 32 тысячи 868, а максимальное — 61 тысяча 42 избирателя.

Что касается местностей, которые не отнесены к труднодоступным и отдаленным, а таковыми в Коми, по словам Елены Шабаршиной, являются только Сыктывкар с Эжвинским районом, то там допускается отклонение от среднего представительства только на 10%. То есть в столице Коми в одном округе должно проживать минимум 42 259 избирателей и максимум — 51 650.

В итоге схема составлена так, что, например, в Интинском округе проживает 34 993 избирателя, а в Северном, охватывающем часть Воркуты, еще меньше — 34 878. А вот в Западном избирательном округе, куда входят Княжпогостский, Удорский и Усть-Вымский районы, обитает 55 808 человек, имеющих право голоса. Еще больше избирателей проживает в Южном округе — 57 102. А сам округ охватывает аж четыре района — Койгородский, Прилузский, Сыктывдинский и Сысольский. В Восточном округе (Корткеросский, Троицко-Печорский и Усть-Куломский районы) живет 54 тысячи 228 избирателей.

Такая несправедливость возмутила Валерия Маркова. Первый вице-спикер напомнил, что Южный, Восточный и Западный округа занимают в совокупности сорок процентов территории республики и составляют почти 24% от общего числа избирателей.

— Чем вы можете объяснить, что десять наших сельских районов идут с перевесом по численности каждого округа? — спросил Валерий Марков.

В ответ Елена Шабаршина привела несколько аргументов. Во-первых, отклонение по численности не превысило допустимой нормы. Во-вторых, при составлении схемы округов избирком старался сделать так, чтобы границы избирательных округов не разрывали административные границы районов.

— Избирательная комиссия при составлении схемы одномандатных избирательных округов не рассматривает территории с точки зрения километража, мы смотрим лишь на количество избирателей, — заявила Елена Шабаршина. — Избирательная комиссия не апеллирует данными о количестве сельского населения или городского… И сравнивать северные округа с южными, думаю, не совсем правильно.

— И я могу сказать, что не совсем правильно делать округа так, как вы сделали, — сказал первый вице-спикер. — В один из северных округов вы включили часть Печорского района. Аналогично можно было бы сделать и по южной ветке.

Валерия Маркова удивило, что Ухта оказалась в числе труднодоступных местностей, к каковым без сомнения можно отнести сельские районы.

— Но у нас почему-то исторически так складывается, что сельские округа имеют максимальную численность избирателей, — недоумевал первый заместитель председателя Госсовета. — Я понимаю, что, конечно, проще включать в округа целые районы. Это не составляет труда. Но могут быть и иные варианты.

Первый вице-спикер напомнил, что было время, когда Сыктывдинский район делился примерно пополам, и его северная часть входила в Эжвинский избирательный округ.

— То есть можно было бы поискать более оптимальное размещение избирательных округов, чтобы обеспечить примерно равные права всех жителей, — отметил Валерий Марков. — Тем более, что в северных округах мы имеем нереальное число избирателей. Это все знают. Это вызвано экономическими проблемами Воркуты и Инты. В этих городах прописаны люди, которые давно уже там не живут. Это такие же «мертвые души», как в поэме Гоголя. И вот с этими «мертвыми душами» мы имеем минимальное число избирателей.

Председатель Госсовета РК Игорь Ковзель поинтересовался мнением воркутинских депутатов.

— А что мы можем сказать? Пусть об этом депутаты от южных районов беспокоятся, — заявил Геннадий Горбачёв, избранный по Северному одномандатному избирательному округу №5.

— При составлении схемы надо учитывать и значимость Воркуты, — добавил Николай Бейзак, прошедший в парламент по Горняцкому одномандатному избирательному округу №6.

В итоге почти все члены президиума проголосовали за новую схему избирательных округов. Только Валерий Марков воздержался.