На последнем заседании общественного совета при УФСИН России по Кировской области представители общественности выявили проблему в системе работы исправительных учреждений.

Оказывается, каждому четвертому осужденному за уклонение от исправительных работ суд изменил вид наказания: за 2014 год 603 осужденных этой категории были лишены свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении. Один день лишения свободы приравнивается к трем дням исправительных работ, в результате чего осужденные находятся в колонии не больше 1-2 месяцев. За это время, многие заключенные не успевают поработать ни дня, но при этом на их содержание тратятся внушительные деньги налогоплательщиков. Ситуацию хорошо иллюстрирует пример колонии-поселения 21 (КП-21) в Кирово-Чепецке.

Только в 2014 году через КП-21 прошло 732 осужденных, из них у 540 человек срок наказания составлял менее двух месяцев. Таких осужденных начальник КП-21 Юрий Дзюбишин называет «суточниками» и отмечает, что они являются крайне проблемной категорией в работе учреждения:

— Дело в том, что мы не можем трудоустроить людей с таким коротким сроком отбывания: 7 дней, 14 дней. Поэтому реальное нахождение в колонии-поселении не представляет никакого эффекта. Ведь осужденный тем, кому нанес ущерб, иск не возместит. Но при этом за счет учреждения мы восстанавливаем им документы, оплачиваем обратный проезд по месту жительства. Еще предусмотрена материальная помощь: 750 руб. на человека. Но за что? Он не выходил из карантина 15 суток и не сделал ничего. У многих из них есть исковые обязательства, но исполнительные листы даже не успевают прийти к нам за этот срок от судебных приставов, а многие осужденные имеют низкий социальный статус: бомж. У нас, как в социальном приюте: мы бесплатно кормим, поим и одеваем. У многих из осужденных отсутствуют документы. Бывает, спрашиваем: «Почему на воле не восстановили паспорт?» Нам отвечают: «А я знал, что в тюрьму пойду, мне там все бесплатно сделают». У нас хорошие бытовые условия, особенно для женщин. Даже не во всех больницах такие бывают.

Одна из комнат в КП-21, где проживают осужденные женщины

В КП-21 в 2014 году осужденным в целом выплачено денежное пособие 578 000 рублей, а сумма, выданная на проезд, составила более 272 000 рублей. Такие затраты зампредседателя ОНК Кировской области, член общественного совета при УФСИН России по Кировской области Сергей Бронников считает нецелесообразными:

— Я полностью поддерживаю начальника УФСИН России по Кировской области Владимира Никитеева, который озвучил эту проблему на заседании. Осужденный получает «трудотерапию» в срок несколько дней и не исправляется. Проблема заключается в либеральности наших судов. Ведь многие снова возвращаются в колонию, повторно нарушают закон. Выход один — назначить более жесткий срок лишения свободы, чтобы осужденный смог осознать свою вину и отработать. Именно в этом случае нужны жесткие санкции.

В свою очередь, член общественного совета при УФСИН России по Кировской области Михаил Плюснин уверен, что проблема исключительно в концепции системы отбывания наказания, а ее решение — поиск новых мест для таких категорий осужденных:

— Наше государство зачастую выполняет функции приюта и не может придумать иную эффективную форму исправления наказаний осужденных. В России до сих пор нет нормальной службы пробации. Ведь зачастую с таких людей, которые отбывают наказание, нельзя даже взять штраф, у них нет денег и нет имущества. В колонии они должны бы это отработать и социализироваться, но этого не происходит. Данная проблема с содержанием осужденных «суточников» — это не проблема УФСИН и колонии, а проблема государства. Она не решится до тех пор, пока концепция отбывания наказания не изменится. Но, как я вижу, она и не собирается видоизменяться. Поэтому выход один — для осужденных, которые привлечены к исправительным работам, но которые отказываются исполнять наказание, необходимо искать новые организации, где они могли бы отработать.