Оценочные суждения о невысокой влиятельности, низкой эффективности работы и прочей ерунде, связанной с вынесением на публику мнений экспертных сообществ, могут сколь угодно часто распространяться, но не повлияют на результат — выбор главы государства, ответственного за ситуацию в Марий Эл на ближайшие пять лет. Примерно так могут рассуждать представители окружения Леонида Маркелова, кажется, уже отпраздновавшие Новый год в приподнятом настроении, с ощущением решенности в пользу продления полномочий действующего главы республики (с приставкой «и. о.» на ближайшие несколько месяцев, до выборов) главного вопроса последних нескольких лет. Действительно, кажется, и губернатор считает, что все формальности улажены, проблема с назначением практически решена. Поэтому и предпочел солнечную Италию морозно-оттепельной Марий Эл, компанию наслаждающихся архитектурными красотами туристов роли гида-сопроводителя министра сельского хозяйства России в неожиданно перенесенной с последнего дня прошлого года на 5 января поездке г-на Федорова по сельскохозяйственным достопримечательностям нашего региона.
Относительно рейтинга влияния глав субъектов РФ достоверно неизвестно — берет ли его на вооружение кремлевская администрация, когда рассчитывает возможности оставления у руля власти того или иного губернатора. Шкала оценки здесь следующая: если глава региона входит в число первых двадцати — его влияние очень сильное. Сильным влиянием пользуются те губернаторы, которые занимают места с 21-го по 50-е. У тех, кто попал на 51–85-е места, влияние среднее. Считается, что губернатор со слабым влиянием — уже не губернатор. Поэтому и нет такой характеристики для действующих глав регионов.
Оценки выставляют 16 экспертов (среди них такие известные имена, как Константин Калачев, Модест Колеров, Дмитрий Орлов, Ростислав Туровский). Они отвечают на вопрос: «Как бы Вы оценили по шкале от 1 до 10 влияние на федеральном уровне (в Администрации президента РФ, Правительстве РФ, Федеральном собрании РФ, партийной и бизнес-элите) следующих глав регионов?».
Показатель Леонида Маркелова в декабре 2014 года несколько превысил ноябрьский, поэтому он переместился в рейтинге влияния с 74 на 72 место.
Вопрос о влиянии, таким образом, имеет самое непосредственное отношение к вопросу об оставлении у руля власти действующего Главы Марий Эл. Возвращаясь к вопросу предрешенности ситуации с наделением действующего губернатора Леонида Маркелова полномочиями исполняющего обязанности с 15 января (это может произойти чуть ранее, но, возможно, не позже этой даты): очевидно, что неожиданное, шокировавшее многих происшествие 3 января — смерть от выстрела из огнестрельного оружия министра внутренних дел республики Вячеслава Бучнева — будет одним из ключевых событий, которое заставит чиновников, причастных к «переназначению» г-на Маркелова, произвести ревизию ситуации в республике. Вернее, должно дать импульс, чтобы получить ответ на вопрос — случайна ли гибель влиятельного силовика.
Сразу после известия о смерти министра и появления информации от депутата Государственной Думы Александра Хинштейна о возможной взаимосвязи проверок министерства и вероятных обвинений в коррупции в адрес руководителя, последовала информация от марийских правоохранителей: никаких уголовных дел в отношении Бучнева не расследуется. Практически все средства массовой информации Марий Эл приводят также фразу о том, что покойный министр внутренних дел зарекомендовал себя в качестве борца с коррупционерами из числа местных чиновников. Вообще, представители властной и силовой элиты Марий Эл как-то вяло отреагировали на стремительные заявления г-на Хинштейна и дружно посетили церемонию гражданской панихиды с «потенциальным коррупционером». Более того, каждый из присутствующих произнес добрые слова в адрес Вячеслава Бучнева. Среди выступивших на траурном митинге: первый заместитель председателя правительства Марий Эл Николай Куклин, первый заместитель председателя Государственного Собрания Владимир Мухин, главный федеральный инспектор Павел Логинов, заместитель министра внутренних дел республики Андрей Братухин, первый зампрокурора Марий Эл Юрий Ворончихин, руководитель следственного управления СК РФ по Марий Эл Олег Доронин.
Именно таинственная гибель на рабочем месте главы полицейского ведомства ставит особо остро вопрос о влиянии действующего губернатора Марий Эл на ситуацию в республике. Хватит ли его среднего уровня влияния, насколько улажен конфликт и раскол между элитами в регионе (о чем сигнализируют данные рейтинга эффективности губернаторов)? Думается, для начала необходимо будет дать ответ на вопрос: что произошло с Вячеславом Бучневым — убийство, самоубийство, смерть от несчастного случая? Насколько будут развязаны руки у следствия, будет ли проявлена политическая воля при обнародовании информации о результатах расследования? Пока проявляется лишь воля в обнародовании дистанционных, готовых едва ли не в дежурном порядке данных. В Марий Эл реакция на них имеет все признаки отторжения, неприятия, несогласия. Эта реакция исходит от представителей элит, тех самых, что являются участниками процесса раскола на региональном уровне.
Каким образом средний уровень влияния действующего губернатора трансформируется в создание им иллюзии подконтрольности ситуации в республике в глазах высшего руководства страны? Новая командировка г-на Маркелова в Москву должна была состояться сразу после окончания новогодних праздников. Непредвиденное развитие событий, вероятно, вполне могло привести к досрочному завершению итальянского вояжа губернатора и началу его очередного вояжа по московским и подмосковным приемным влиятельных государственных деятелей. Меж тем до ключевой даты — все как-то уже пришли к согласию, что это будет 15 января — остается совсем немного времени.