Сообщение о пополнении реестра НКО — «иностранных агентов» — шестью общественными организациями, среди которых значится и «Человек и Закон» из Республики Марий Эл, появилось на сайте Министерства юстиции России 30 января после восьми вечера. Некоторые представители российских НКО, следящие за новостями из Минюста, обратили внимание на этот факт. «Сейчас в 20:20 ч. на сайте Минюста сообщение, что в реестр иноагентов включили еще 6 НКО. Работают по ночам, бедолаги», — сообщил на своей страничке на «Фейсбуке» сопредседатель движения в защиту прав избирателей «Голос» Григорий Мельконьянц.
По мнению министра юстиции России Александра Коновалова, сомнений в политическом характере деятельности НКО, включенных в реестр в качестве иностранных агентов, быть не может. В 2014 году в реестр добавлены 29 организаций. А всего он включает в себя 30 НКО.
Следует напомнить, что в ноябре 2012 года закон обязал финансируемые из-за рубежа политические НКО регистрироваться в качестве иностранных агентов. В июне 2013 года Минюст получил право признавать НКО иностранными агентами по собственному усмотрению.
Наиболее оперативно на известие о включении РОО «Человек и Закон» Республики Марий Эл в реестр иностранных агентов отреагировал интернет-сайт ИА «Федеральные новости».
По данным издания, первая и одна из немногих НКО, работающих в республике, признана иностранным агентом в йошкар-олинском судебном участке №10. Источник из управления Министерства юстиции Республики Марий Эл поделился с журналистами издания, что в работе «Человека и Закона» обнаружены признаки внутриполитической деятельности. Также, по мнению этого источника, правозащитная организация будет опротестовывать решение суда и обратится за помощью к СМИ и Уполномоченному по правам человека Ирине Татариновой.
Проверка деятельности правозащитной организации началась в конце ноября. И уже тогда правозащитники не исключали неблагоприятного для организации сценария: «По окончании проверки нашей организации могут предъявить претензии о включении в список „иностранных агентов“. Будем надеяться, что это не произойдет, так как функций „иностранного агента“ в нашей деятельности нет», — сообщил средствам массовой информации представитель «Человек и закон».
Полтора года назад, в апреле 2013 года, прокуратура Йошкар-Олы направила предостережение в адрес РОО «Человек и закон» Республики Марий Эл с требованием устранить нарушения, заключавшиеся, по мнению надзорного органа, в наличии в уставе НКО пункта, гласящего, что сотрудники «ЧиЗ» могут принимать участие в общественных мероприятиях, митингах и шествиях. Также прокуратуру насторожила информация, размещенная на сайте правозащитной организации и извещающая о том, что она занимается в том числе содействием соблюдению прав человека со стороны представителей органов государственной власти.
Эти претензии толковались правозащитниками и СМИ как попытка выполнить условие начавшейся кампании по поиску среди российских НКО иностранных агентов. В защиту марийских правозащитников выступил, в частности, Международный Фонд «Front Line Defenders». По мнению Уполномоченного по правам человека в Марий Эл Ирины Татариновой, прокуратура Йошкар-Олы вынесла свое решение на основании формальных признаков. «РОО «Человек и закон» — правозащитная организация с большим опытом и серьезным авторитетом среди органов власти, общественных организаций России в деле защиты прав человека. Деятельность и мнение подобных правозащитных организаций важны для общества и государства», — отметила Ирина Татаринова.
Отчасти мнение омбудсмена, высказанное более года назад, разделяет и директор Центра стратегического планирования Виктор Викторов. В своем актуальном комментарии на включение «ЧиЗ» в реестр НКО — иностранных агентов г-н Викторов отметил:
«Организация „Человек и закон“ — одна из старейших правозащитных структур Марий Эл. В их работе всегда чувствуется собственная выверенная идеологическая позиция и представление о том, как должны работать государственные органы власти. Они давно и активно взаимодействуют с правоохранительными органами в формате своего рода „аудиторов“ и „контролеров“. Сам факт их зарубежного финансирования давно ни для кого не секрет. От какого-либо активного участия в публичной политической жизни они давно отказались, ограничиваясь правовой и информационной поддержкой гражданским активистам, в отношении которых велось административное и уголовное преследование. Возможно, именно эту работу суд посчитал „политической деятельностью“. Сегодня все, кто активно выступает против власти, за защитой обращаются именно в „Человек и закон“. Причем наиболее громкие дела, которым можно было бы придать „политическое значение“, были связаны с протестами против региональных властей. Именно „Человек и закон“ оказывала поддержку карту Виталию Танакову, распространившему брошюру о древнемарийской религии, и активисту Евгению Пирогову, выразившему свой протест власти против строительства итальянской набережной в оскорбительной русско-народной жестикуляции.
Ситуация осложняется тем, что независимых правозащитных организаций в чистом виде в регионе фактически нет. За последние несколько лет большинство из них свернули свою деятельность в Марий Эл из-за отсутствия поддержки на региональном уровне. Многие руководители правозащитных движений просто уехали из региона. Регион и муниципалитеты сосредоточились на поддержке «своих» НКО, созданных при органах власти и фактически дублирующих их функции. Во многом в результате такой политики деятельность правозащитных структур в Марий Эл в 2000-х годах постепенно ушла в небытие, а те, что остались, вынуждены были искать источники финансирования за рубежом. Если мы хотим, чтобы существовали независимые организации, в которые гражданин в любой момент может обратиться за помощью в защите своих прав, нам надо честно признать, что такие организации нужны прежде всего нам: гражданам, обществу, органам власти и управления. Они нужны как элемент сдерживания чиновников от ошибок и субъективизма, стимул к повышению их эффективности. Как защитная профилактика от «бронзовелости», «розовых очков» и «пелены на глазах».
Напомним, что Региональная общественная организация «Человек и Закон», созданная в 1999 году, действует на территории Республики Марий Эл.
Основные направления ее деятельности:
— содействие соблюдению прав человека в местах лишения свободы;
— предотвращение нарушений прав человека сотрудниками правоохранительных органов;
— защита прав ребенка;
— оказание помощи лицам, которые пострадали от представителей государства.
Основными формами работы «ЧиЗ» являются: проведение общественных расследований нарушений прав человека и предоставление юридического сопровождения жертвам нарушений прав человека; просвещение в области прав человека сотрудников государственных структур; общественный контроль закрытых учреждений и деятельности государственных структур; проведение различных акций и мероприятий, в том числе реабилитационных, с целью побудить государство к внедрению в работу государственных структур новых форм и методов работы с различными категориями людей для улучшения ситуации с соблюдением их прав; издание просветительской литературы по правам человека как для представителей государства, так и для жертв нарушений прав человека и осужденных.
В организации работает общественная приемная по обращениям граждан, правозащитники посещают все колонии республики, изоляторы временного содержания. Сотрудники РОО «Человек и Закон» проводят выездные консультации по правам человека в районах республики.
В «ЧиЗ» работают юристы, психологи, социальные работники.