Как известно, федеральное законодательство предусматривает возвращение в бюллетени для голосования на выборах в органы местного самоуправления формы голосования «Против всех кандидатов». Однако законность помещения такой строки в избирательные бюллетени определяется регионами. В Марий Эл вопрос о возможности предоставить избирателям право проголосовать против всех представленных кандидатов обсуждалась 25 декабря, на очередной сессии Государственного Собрания. Вернее, депутаты парламента обсудили эту возможность ранее, во время заседаний комитетов. Поставленное на голосование решение уже не предусматривало наличия строки «Против всех кандидатов» в избирательной документации.
Аргументация следующая: по мнению представителей Государственного Собрания, в ряде случаев возможность выбирать «кандидата» «Против всех» чревата ситуациями, когда число противников представленных кандидатов превысит количество проголосовавших за победителя. Такая победа приведет к признанию выборов не состоявшимися.
Это, в свою очередь, повлечет за собой назначение новой даты выборов, новых финансовых расходов при отсутствии гарантий, что и в этот раз избиратели не выберут опасного «Против всех».
Идея противостояния нигилизму избирателей сплотила всех парламентариев. Как сообщил «7x7» член фракции КПРФ в Государственном Собрании Геннадий Зубков, при обсуждении данного вопроса никто из депутатов не выступал против не помещения в бюллетени строки «Против всех». Выбирая между возможностями признания выборов и высказать недовольство представленными кандидатами, партиями и их программами, остановились на первой из двух альтернатив. Насколько этот выбор будет правильным, покажет, конечно же, время. Ну, а у сторонников расширения политического электорального поля появляется повод высказать свое недовольство: в конце концов, набор партий, претендующих на участие в выборах в Марий Эл, ограничен. И для сторонников либеральных идей, связанных с поддержкой цивилизованного пути развития России, сотрудничества с Западом и достижения уровня жизни, «как в Америке и Европе», такой способ голосования был бы наиболее приемлемым. Не пришлось бы выбирать между «Справедливой Россией» и ЛДПР, к примеру. И вот еще что важно — интересно, предусматривает ли российское выборное законодательство запрет такой пустой и ненужной, абсолютно бесполезной для избирателя вещи, как партии-спойлеры. Их списки, состоящие из жителей других регионов (но не Марий Эл), беспрепятственно регистрируются местной ЦИК. Почему-то никто из парламентариев и прочих озабоченных судьбами страны деятелей не представит такую страшную картину: победа партии-спойлера или ее кандидатов на выборах в регионе, о котором знают что-то лишь единицы из помещенных в список людей.