Наступающий финансово-экономический кризис, по мнению некоторых экспертов и политиков, может привести к усилению протестных акций на улицах. В частности, председатель российского правительства с 2000 по 2004 год Михаил Касьянов заявил, что некомпетентная политика властей способна спровоцировать уличные выступления граждан.
Редакция интернет-журнала «7х7» выяснила мнение мнение кировчан, по поводу возможных протестов из-за ухудшающейся экономической ситуации.
Сергей Косолапов, один из основателей движения «Ночной патруль»:
— Возможный сценарий развития событий я описал в цикле своих статей «Гражданская революция». Для революции в России не хватало именно обнищания людей «выше обычного». Оно сейчас и происходит. В России после дефолта, который, судя по всему, будет в январе-феврале, к весне, когда закончатся запасы, а импортное продовольствие будет просто недоступно для населения по причине высочайшей стоимости, включат печатный станок и back to the начало 90-х, во всем. Выступления будут, активная фаза на весну-лето, форма смутного времени, как в начале XVII века. Майдан будет в каждом городе. Люди никогда не будут готовы к протестным акциям, они просто пойдут искать, что пожрать.
Николай Пихтин, член Общественной палаты Кировской области:
— Россияне вряд ли пока готовы входить на протестные акции, несмотря на проблемы в экономике. Ведь и при «стабильности» не было уверенности в завтрашнем дне. С другой стороны, если появятся организаторы протестов, то, конечно же, кто-то выйдет. Но вопрос в том: что будут требовать и как будут требовать?
Алексей Мальцев, руководитель аппарата Кировского регионального отделения партии «Справедливая Россия»:
— Когда стабильность, о которой рассказывают по телевизору, кардинально разойдется с действительностью и реально отразится на каждой семье, люди просто будут вынуждены что-то делать. Как вариант — активный протест против действий власти. Сейчас выросло новое поколение, новые ценности. Девиз наших лет — «моя хата с краю». Пока человек способен оплачивать кредиты, ипотеку и необходимый набор продуктов питания и услуг, ему глубоко наплевать на честные выборы, борьбу с коррупцией и зарплату Сечина. Ну как наплевать, неприятно, конечно, но дальше разговора на кухне и гневного «Доколе?!» на местном форуме этот человек идти не готов: ипотека, кредиты, семья, работа.
Это и есть та самая стабильность, о которой говорят по телевизору: не стабильность вообще, а стабильность каждого конкретного человека. Да, есть люди, у которых этой стабильности нет, есть также люди, которые, имея все необходимое, не хотят мириться с существующим положением дел. Но их меньшинство. А вот в условиях кризиса эта пропорция может поменяться. Недоступные кредиты (как потребительские, так и для бизнеса), падение доходов — падение потребления — банкротство компаний — рост безработицы — продуктовый дефицит. Эта цепь событий, одна из возможных, несомненно, приведет к повышению числа людей, готовых к активным протестным действиям. Потому что ничего больше не останется.
Матвей Мамаев, активист «Автономного действия (социал-революционного)»:
— Я считаю, что кризисы как раз являются катализатором протестных настроений. Само же течение кризиса и протестных акций предугадать сложно. Если кризис окажется для россиян тяжелым и затяжным, то больше вероятность, что на улице начнутся протесты. С другой стороны, если СМИ постоянно будут греть народ идеей, что Россия спасла Крым, и это не понравилось Западу, что против нас весь мир встал, и мы все вместе должны преодолеть сложные времена и т. п., то большинство людей удастся в этом убедить, и протесты будут восприниматься как маргинальные явления.
Наверно, пока россияне не готовы массово выходить на протесты, иначе бы вышли уже. Люди ведь не ждут такой команды. Если оппозиционная пропаганда будет на уровне, то можно будет увидеть митинги, пикеты и прочее. Потому что все видят повышение цен на все, отсутствие повышения зарплаты. Главное, что еще на повестке этих протестов стоит. Если главной идеей будет что-то абстрактное типа «за честные выборы», то по большому счету ничего не изменится, и будем ждать новых кризисов. Нужны именно социальные требования: повышение зарплат за счет сокращения расходов на госаппарат, то есть требования должны быть ощутимы.
Владимир Мелкишев, член оргкомитета «Русского Марша» в Кирове:
— Процент понимающих, что происходит в стране, ничтожно мал, ведь большинство уверено, что ключевую роль играют санкции, от них нам хуже (хотя «на самом деле», конечно же, лучше: так говорят по телевизору). К тому же, натиск пропаганды, уровень лжи просто зашкаливает, что еще больше ввергает народ в неведение. Вдобавок ко всему, загнанная в угол оппозиция, не имеющая возможности донести до народных масс свое видение ситуации. Думаю, приложенных путинской властью усилий по вышеперечисленным направлениям хватит, чтобы притупить желание россиян выходить на улицы, проводить протестные акции, ронять лениных и жечь покрышки.
Ян Чеботарёв, юрист:
— Я думаю, что граждане пока не готовы выходить на протестные акции. До кризиса уровня 1989–1990 годов еще далеко. А когда люди будут готовы, протест уже вряд ли будет ненасильственным. Русский народ к мирным протестам не приучен. Если кризис будет долгим, более года, я думаю, что в ход пойдут топоры и вилы. А насчет того, когда это будет, лучше Ленина не придумать: «Верхи не могут, а низы не хотят», — и вот оно.
Анна Шатунова, председатель Комитета спасения и развития парка-мемориала «Дворец пионеров», один из организаторов акций протеста по защите парковой зоны у «Дворца пионеров»:
— Протестные акции не могут изменить складывающуюся экономическую ситуацию, поэтому не вижу в подобных мероприятиях смысла. Если и будут протесты, то цели у них не будут связаны с нормализацией экономики страны, а какие-то другие. А вот деятельность нашей местной администрации делает жизнь в городе невыносимой, поэтому лично я готова выходить на подобные мероприятия и стоять с плакатом под окнами администрации, чтобы защитить свои права.