Владельцы ларьков, которые состоят в Ассоциации защиты прав малого и среднего бизнеса, вышли 1 декабря на пикет к администрации города. Ключевое требование — сохранить рабочие места, а уже потом добиться отставки начальника управления развития предпринимательства и потребительского рынка Алексея Седельникова. Корреспондент «7x7» побывал на пикете и выяснил, почему владельцев ларьков можно считать добросовестными предпринимателями.

Фото автора

Около 30 предпринимателей, владельцев торговых павильонов, вышли на пикет с лозунгами «Мы хотим работать», «Алкоголя в продаже нет, долгов и штрафов нет, в схеме размещения павильона тоже нет», «Седельников — могильщик малого бизнеса в городе». Дело в том, что их ларьки, объекты торговли, были исключены из схемы размещения нестационарных объектов (НТО). Это значит, что они должны быть закрыты и снесены. В среднем один торговый павильон дает 4 рабочих места. Всего же в требовании пикета заявлено включить в схему НТО 7 ларьков.

Алексей Кальсин, член Ассоциации защиты прав малого и среднего бизнеса, организатор пикета объясняет, что здесь собрались предприниматели, которые требуют достойного уважения к себе. 

— Мы возмущены тем, что данные решения были приняты без обсуждения с нами, но ведь затронуты наши интересы. Я не понимаю, на основе каких критериев был сделан отбор допустимых объектов в схему НТО. У нас в городе достаточно предпринимателей, которые позволяют себе многое, однако в первых рядах оказываются добросовестные: те, кто не имеет долгов перед городским бюджетом, не допускают в своей деятельности торговлю алкоголем. Мы возмущены тем, что люди хотят добросовестно работать, но их при этом не слышат.

Кальсин комментирует, что, несмотря на то, что встреча с главой территориального управления Михаилом Долгополовым на базе департамента предпринимательства состоялась, она произошла по факту, когда торговые места членов Ассоциации уже были исключены из схемы НТО.

Кроме того, предприниматели уже однозначно разочаровались бездействием начальника управления развития предпринимательства и потребительского рынка Александра Седельникова и теперь требуют отстранить его от должности. Кальсин утверждает, что со стороны Седельникова ничего не было сделано:

— У него задача развивать малый бизнес в Кирове, а он занимается его захоронением. Надо же разбираться в ситуации, а не так, что лес рубят — щепки летят. Мы везде заявляли и обозначали проблему. На наш взгляд, Седельников должен выступать координатором по этим вопросам и отстаивать наши интересы. Вообще, на сегодняшний день задача государства состоит в том, чтобы каждое рабочее место, создаваемое малым бизнесом, — сохранять. Такие уж у нас экономические условия сегодня. Конечно, есть предприятия, которые позволяют себе продажу спиртосодержащих напитков. Но наша позиция такая: эти предприниматели сделали свой выбор, может быть, они и сорвут свой куш, но своими действиями они дискредитируют остальных предпринимателей, которые хотели бы работать и развиваться.

Владелец торгового павильона на ул. Карла Маркса, 9 Надежда Пересторонина утверждает, что работает добросовестно с 2005 года, но ее точка также не попала в схему НТО:

— Хотя у нас нет ни сигарет, ни пива, но наши товары пользуются спросом. Штрафов и долгов у меня нет. Я писала обращение в администрацию через Ассоциацию, но там нашли предлог не подписывать со мной мировое соглашение. Городскому бюджету, похоже, не нужны деньги, которые я плачу за аренду, — 70 тыс. руб. И этот вопрос в администрации не могут решить еще с 2012 года, находят различные предлоги, например, сказали, что я опоздала с подачей заявления…

В ответы на запросы, по словам Пересторониной, в администрации сообщают, что ее ларек стоит на остановке и мешает транспорту. Такая же ситуация у Гардашхана Аскерова, предпринимателя, который владеет одним киоском. В отличие от многих, он верит, что ситуация изменится:

 Да, нас хотят закрыть и отобрать бизнес, оставить без работы. Мы просто хотим, чтобы нас не трогали и создали условия для работы. Я думаю, что нас должны услышать, там же, в администрации, тоже люди сидят, и они не должны оставить своих граждан без работы. Мы просто хотим работать, вот у меня все рабочие сегодня вышли на пикет, где им работать потом? Мы не знаем. 

Однако Илья Загарских, гражданский активист, администратор паблика ВКонтакте «Строим Киров», считает, что ларьки в городе не нужны по многим причинам: 

 Ларьки — полный мрак, архаизм и беда. Посмотреть хотя бы на их внешний облик: сама ржавая конструкция, антисанитария (нет канализации и воды, продавец ходит в ведро со снегом). Сейчас сам формат такой торговли не нужен — у нас полно магазинов. Я считаю, что власти правильно делают, что их убирают, ибо этот бизнес держится на продаже сигарет, алкоголя и «перчиков». Запретили продажу — ларьки стали загибаться. Всю эту непотребщину надо сносить, и на крупных остановках делать просторные павильоны или минимагазины. Оставить ларьки с прессой, цветами, салончики сотовой связи, ларечек с банкоматом или терминалом. В Европе никаких ларьков нет, и у нас быть не должно.

С позицией того, что ларьки портят внешний облик городской среды согласен и Максим Микитенко, руководитель Городских проектов в Кирове. Но он предлагает следующее решение выхода из этой ситуации и путь к взаимопониманию: 

  Если принять стандарты внешнего вида ларьков и жестко регламентировать ассортимент или сделать, к примеру, ларек «кофе с собой» (в центре города), то почему нет. Но сейчас выглядят они убого и зачастую просто загромождают тротуар, как например, ларек напротив «Алых парусов». Мне кажется, можно подумать, как сделать такие ларьки достопримечательностью города. Возможно, тогда интересы города пересекутся с интересами предпринимателей.