Председателю общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Кировской области Артуру Абашеву пришло обращение от начальника регионального управления федеральной службы исполнения наказаний (УФСИН) Владимира Никитеева. В обращении Владимир Никитеев рассказал о том, что в СИЗО-2 у подследственных несовершеннолетних прекращено полноценное образование, как в школе, поэтому они получают лишь самообразование. Корреспондент «7x7» выяснил у общественников, как эта проблема появилась и каким образом ее будут решать.
В обращении Владимира Никитеева говорилось, что на данный момент в кировском следственном изоляторе (СИЗО) №2 содержится 18 несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых, срок пребывания которых в учреждении зачастую доходит до нескольких месяцев. Существует такой распорядок, который позволяет уделять время для самообразования, есть специальные классы и закупаются новые учебники. Однако, у несовершеннолетних возникает много вопросов, которые требуют специальных разъяснений учителей. Что важно, учителя филиала при вечерней средней школе г. Кирово-Чепецка готовы учить, но финансирование департаментом образования не выделяется.
Вообще, проблема прекращения получения образования несовершеннолетних в период, когда они находятся под следствием, возникла с внесением изменений в федеральный закон «Об образовании» 1 сентября 2013 года. Безусловно, право на итоговую аттестацию у них имеется, однако, получить образование, как в школе с преподавательским составом – нет.
После того, как стало известно о проблеме, член ОНК и член региональной общественной палаты Олег Ткачев совместно с Артуром Абашевым сразу выехали в СИЗО №2, чтобы пообщаться с несовершеннолетними, которые находятся под стражей, с сотрудниками СИЗО и представителями областного УФСИН. Ткачев в комментарии для «7x7» отметил, что проблема оказалась вполне объяснимой:
– Ситуация понятна – не урегулировано финансирование – это просто дыра в законодательстве. Мы изучили ситуацию, посмотрели классы, помещение, учебники. Да, это грустно, понятно, что СИЗО - место не самое оптимистичное, но здесь требуется именно помощь педагога, чтобы ученики разобрались в сути предмета. Детей, которые находятся под следствием, департамент якобы не имеет возможности обучать. Но мы же понимаем, что это наши дети, и, несмотря на всю мощь нашего государства, оно выбрасывает несовершеннолетних на периферию, но ведь рано или поздно они выйдут на свободу.
Данная проблема была озвучена Олегом Юрьевичем в октябре на встрече с губернатором Кировской области и членами ОПКО. Мгновенного решения по его словам, конечно, не последовало. Было решено, что эту проблему нужно тщательно изучать и предварительно вести беседу с представителями департаментов образования и экономики, прокуратуры по надзору за исправительными учреждениями, с УФСИН, с уполномоченным по правам ребенка, с образовательным учреждением, который работает с УФСИН, но тоже находится при департаменте образования. Олег Юрьевич прокомментировал, что этот диалог необходим:
- Мы обсудим статус-кво, недостаток нормативной базы, отсутствие финансов и главное - как такое получается, что дети остаются без образования. Значит, что те дети, которые попали в сложную ситуацию, будут сразу списаны на обочину жизни. Государство должно содействовать, но оно лишь готово принимать экзамены. Если есть хоть какая-то возможность, что человек получит шанс для социализации – его надо использовать. Цена вопроса – оплата нескольких часов в неделю педагога, и это не астрономические суммы. Главное то, что есть педагоги и учреждения, которые готовы работать.
Олег Юрьевич пояснил, что департамент образования Кировской области не может найти юридическую возможность, чтобы рассмотреть финансирование по этому вопросу. Дело в том, что пока дети не осуждены, то подушевое финансирование на них есть в школах, но невозможно его оперативно в середине года перевести в СИЗО, такого механизма просто нет. По словам Ткачева, если общественникам удастся правильно мотивировать государственные органы, то потребуется решить лишь бюрократические вопросы, и в итоге – будут выделены средства на оплату работы педагогов.
Михаил Плюснин, член ОНК в комментарии для «7x7» отметил, что эта проблема не была неожиданностью и, решить ее оперативно можно только при наличии желания со стороны департамента образования:
- Конечно, в нормальных условиях этот вопрос, касающийся одномоментно 15-20 человек в СИЗО-2, был бы решен быстро. Но тут никто и не собирался решать проблему - все начали кивать на соседей. Зазор между двумя законами никак не получается заполнить без политической воли, а её нет. Решение вопроса о получении нормального образования для несовершеннолетних полностью в компетенции департамента образования Кировской области. Есть школы, есть педагоги, и есть деньги - нет желания решить маленькую локальную проблему. В районах проблему решают просто - одну школу закрыли, купили школьный автобус, и учеников возят в ближайшую школу. Тут так поступить нельзя, а иначе думать не научены. В общем, необходимо посадить все заинтересованные стороны за один стол, и вопрос обсудить. Просто и примитивно. И конечно, внезапно выяснится, что никакой проблемы нет, и деньги найдут, и будут поручения, и все участники встречи поставят себе решение этого вопроса в заслугу....
За один стол представители департамента образования, УФСИН России по Кировской области, Уполномоченный по правам ребенка в Кировской области, члены региональной ОНК и областной общественной палаты планируют сесть в середине декабря этого года, чтобы обсудить сложившуюся проблему.