Вышеупомянутая инициатива была зарегистрирована на сайте РОИ еще в конце мая, однако только сейчас сразу несколько СМИ опубликовали информацию об этом.

В сопроводительном тексте говорится, что условия нахождения людей в следственных изоляторах (содержание в запираемых камерах, 1 час прогулки в день) в большинстве случаев существенно жестче, чем условия отбывания наказания в виде лишения свободы. Так, в исправительных колониях общего, строгого и особого режимов осужденные проживают в общежитиях, с учетом соблюдения установленного графика дня у них отсутствует ограничение на нахождение на свежем воздухе, обеспечивается возможность учебы, работы, спорта и т. д.

Введение в законодательство положения о повышенном коэффициенте зачета времени содержания под стражей в срок наказания в виде лишения свободы обусловлено необходимостью обеспечения принципа равенства всех перед законом и судом.

Авторы инициативы видят несколько плюсов своей идеи: восстановление прав и законных интересов лиц, осужденных к лишению свободы, нарушенных во время их содержания под стражей; способствование уменьшению сроков содержания в СИЗО граждан, находящихся под следствием и судом; способствование приведению условий содержания под стражей в соответствие с международными стандартами; снижение расходов пенитенциарной системы в связи с сокращением числа лиц, содержащихся в следственных изоляторах.

Редакция «7х7» попросила прокомментировать эту инициативу членов Общественных наблюдательных комиссии из разных регионов. Их мнения разошлись.

Так, член ОНК Мурманской области Ирина Пайкачёва поддерживает предложение.

— Как правозащитник — безусловно, я «за». Нужно учитывать, что современное российское законодательство направлено на защиту прав жертв преступлений и нарушений человеческого достоинства. А если дать себе труд задуматься и понаблюдать за тем, что происходит в СИЗО, то неравнодушному человеку открывается одна простая истина — заключенные там являются потерпевшими — жертвами физического, психического и т. д. насилия. В том числе самими унижающими человеческое достоинство условиями содержания в наших СИЗО. К тому же, на мой взгляд, это может стать стимулом для правоохранительных органов для того, чтобы «дела» заключенных разбирались более оперативно, — отметила Ирина Пайкачёва.

Кроме того, по ее словам, в СИЗО люди «очень интенсивно» теряют здоровье. Уменьшение срока поможет исправить эту ситуацию.

Председатель ОНК Кировской области Артур Абашев видит в этой инициативе как плюсы, так и минусы.

С одной стороны, это хорошая инициатива. Условия содержания в СИЗО намного хуже, чем даже в строгих условиях содержания любой колонии. При этом речь в инициативе должна идти именно о подследственных, так как, например, помимо них, в кировских СИЗО есть отряд хозобслуги, в котором осужденные находятся в неплохих условиях. Кроме того, в инициативу следовало бы включить не только СИЗО, но и ИВС. Но с другой стороны, если такую инициативу одобрят, то некоторые подследственные наоборот захотят затянуть судебное разбирательство, чтобы подольше оставаться в СИЗО, а это, в свою очередь, может привести к переполненности изоляторов, — отметил Артур Абашев.

Председатель ОНК республики Коми Николай Збаражский предлагает применять эту меру избирательно в зависимости от тяжести преступления:

— На мой взгляд, те условия содержания в СИЗО, которые сейчас есть, в принципе, соответствуют некоторым осуждениям. Например, за тяжкие и особо тяжкие преступления. В этом случае, считаю, засчитывать день содержания в СИЗО как за два в колонии не стоит. По категориям легких преступлений, считаю, стоит засчитывать. Поскольку нахождение в СИЗО более жесткое, чем в учреждениях, где находятся осужденные за преступления легкие или небольшой тяжести.

Председатель ОНК республики Марий Эл Ирина Протасова не видит веских аргументов «за» инициативу.

Для меня остается вопросом открытым и сложным — что лучше: содержание в отрядных условиях колоний или в СИЗО, где покамерная система. Я пока для себя не вижу, почему я должна считать, что нахождение в СИЗО должны засчитывать за два дня отбывания наказания. Я вообще сторонник покамерного содержания, и вот за это буду выступать. В других странах пребывание в СИЗО не уменьшает срок наказания вдвое. Может быть, мне кто-нибудь приведет доводы по этому поводу. Пока я таких оснований не вижу.