Российские власти за последние годы на разных уровнях стали уделять гораздо больше внимания проблеме вывода старых энергоблоков атомных электростанций. К такому выводу пришли авторы доклада «10 лет повышения открытости и общественного участия в принятии решений о будущем реакторов АЭС Северо-Запада России, выработавших проектный ресурс». Его презентация состоялась на днях в Мурманске. Общественники отмечают, что ситуация стала меняться во многом благодаря их настойчивости: «Росатом» долгое время был закрытой структурой.
Сам доклад подготовила «Декомиссия» (международная сеть общественных организаций, основанная в 2003 году), представителем которой в Мурманской области является «Кольский экологический центр».
О создании новой модели отношений «„Росатом“-власть-общество» рассказала сотрудница «Кольского экологического центра» Дарья Матвеенкова:
— Российские власти на локальном, региональном и федеральном уровнях стали принимать участие в деятельности, способствующей выводу из эксплуатации, особенно через наши учебные поездки. Так, например, заместитель губернатора Мурманской области Сергей Субботин участвовал в нашей учебной поездке в Германию в 2009 году. Андрей Иванов, председатель комитета по экологии Мурманской областной думы, участвовал в учебной поездке в Вермонт (США) в 2010 году. Мэр атомного города Полярные Зори Николай Голдобин ездил в Германию, а мэр атомного города Сосновый Бор Дмитрий Пуляевский участвовал дважды — и в Германии, и в Литве. Как прямой результат от нашей поездки в Висагинас было создание Университета третьего возраста (пенсионеров) и бизнес-инкубатора в Сосновом Бору.
«Декомиссия» и ее роль
Проект сети «Декомиссия» «От закрытости к открытости» начался в 2003 году, когда старейшие энергоблоки Ленинградской и Кольской АЭС выработали проектный ресурс, но продолжали свою работу.
В России 20 из 33 энергоблоков АЭС работают сверх срока эксплуатации. Эта проблема актуальна и для Мурманской области: все четыре реактора Кольской атомной электростанции, расположенной в юго-восточной части полуострова рядом с городом Полярные Зори, выработали свой проектный срок, но продолжают функционировать. Это происходит без оценки воздействия на окружающую среду. Кроме того, не проведена государственная экологическая экспертиза.
Российский фонд вывода из эксплуатации
В начале 2000-х годов «Росатом» создал Фонд вывода из эксплуатации старых энергоблоков АЭС, однако первые отчисления туда были мизерными. Этих денег хватило только на то, чтобы завершить работы по закрытию реакторов Нововоронежской и Белоярской станций. На новые проекты средств не оказалось.
Координатор сети «Декомиссия» «Кольского экологического центра» Виталий Серветник отметил, что эта ситуация отчасти возникла из-за правовой лазейки, которая позволяет отчислять в Фонд вывода из эксплуатации минимальные суммы.
— Фонд вывода из эксплуатации заявлялся с накопительным характером, но на практике все оказалось иначе. Дело в том, что в соответствии с правилами 2002 года Росэнергоатом должен был переводить 1,3% выручки в резерв. Позже эта цифра превратилась в «не более 3,2 % от тарифа». Получается, что нижний порог не установлен, и он может составлять мизерный 0,01 %, — отметил Виталий Серветник.
Концепция плана вывода из эксплуатации
Поскольку российские планы вывода из эксплуатации отсутствовали, представители общественных экологических НКО провели большую работу, учитывающую технические, экономические, экологические, социальные и моральные аспекты, и подготовили первую концепцию по выводу российских энергоблоков, выработавших проектный ресурс.
Во второй половине «нулевых» общественники представили свою концепцию решения этой проблемы. «Росатом» отреагировал на это, создав в 2008 году свой «концепт». Экологи расценили его как «расплывчатый», но тем не менее признали, что «Росатом» публично заявил о своих планах решать проблему.
Позже экологи организовали ознакомительные поездки для НПО и российских властей в Висагинас в Литве, Грайфсвальд в Германии и Вермонт в США. Учебная поездка в Грайфсвальд и на АЭС Норд даже получила приз «Росатома» за лучший проект НКО в 2007 году.
Важным достижением экологов стало решение Германии в 2010 году не отправлять отработавшее ядерное топливо в Россию и пересмотреть планы по экспорту атомной электроэнергии из России на скандинавский рынок электроэнергии.
— Все же в рамках проекта диалог между обществом и «Росатомом» появился, но в последнее время он несколько затруднился. Возможно, это связано с общей политической ситуацией по России, с давлением на общественные экологические организации и с тем, что «Росатом» до сих пор остается одной из самых закрытых индустрий. Наша глобальная цель — это вывод из эксплуатации старых реакторов и отказ от строительства новых, поэтому 10 лет работы — это не конец, работу будем продолжать и добиваться поставленных целей, — говорит Виталий Серветник.