Интернет-портал продолжает мини-проект, в котором предложил своим блогерам и читателям высказаться на предложенную тему — «Курс на изоляцию или особый путь? Вектор развития современной России». Каждый день в течение рабочей недели мы будем публиковать эссе людей из разных регионов.
В понедельник были опубликованы эссе блогера «7x7» из Йошкар-Олы Сергея Кригмонта и юриста из Сыктывкара Андрея Никулина. Во вторник — члена Общественной палаты Кировской области Николая Пихтина и члена Общественной палаты Марий Эл Романа Золотухина. Сегодня интернет-портал предлагает два новых мнения.
Наталья Звягина, правозащитница, Воронеж:
«Чтобы получить вектор, нужны хотя бы две, а лучше три точки в пространстве», — учили мы на школьной математике. Наблюдая изнутри, из самой что ни на есть глубинки, развитие моей страны, выхватить эти три последовательные точки и уловить этот самый вектор лично мне трудновато. Метания наши более походят на броуновское движение, если продолжить аллюзии к школьной программе.
Я не могу даже себе ответить на вопрос, что будет через 10 лет в моем личном пространстве. Что будет со страной — разглядеть еще сложнее. То, что я наблюдаю, сложно назвать тенденциями. Скорее это бреши в социокультурной ткани. Я вижу, что общество утратило всякую резистентность. Мы все, вне зависимости от наших предпочтений, терпим и смиряемся с каждым новым решением, спущенным сверху. Граница бредовости инициатив, озвучиваемых в парламенте, давно потеряна. Не представляю, кто выступит против налога на Интернет или против заоблачных ежеквартальных отчислений с малого бизнеса вроде сапожных мастерских и уличных туалетов. Для меня сегодня очевидно, что лично я повлиять на судьбу родины и защитить себя и своих сограждан от того, чтобы с нас взимали деньги за воздух, не могу. Сегодня не время для этого. Если никто не хочет увидеть, что нас не будут учить и лечить из этих средств, то это наш выбор. И мой тоже, к сожалению.
Обнадеживает и убеждает в непоследовательности, что мало кто верит в серьезность происходящего. Исполнять российские законы про Интернет мои друзья-айтишники не собираются. Хоть они весьма патриотичны и готовы на словах сражаться с Пиндосией и Гейропой, получая зарплаты за проекты для иностранных фирм на иностранном же оборудовании. И так везде.
Если повезет, то на общем подъеме люди в России перестанут чувствовать себя вечными лузерами, которые во все времена живут хуже, чем на Западе, и которых беспрестанно лупцуют всеми возможными жидомасонскими заговорами. Если Запад загнивает уже сейчас на экранах телевизоров и в кухонных разговорах, то, глядишь, мы научимся и привыкнем осознавать собственную ответственность за качество нашей жизни.
Жить в тоталитарном обществе по-своему хорошо. На фоне зияющих пустот любая инициатива сияет в разы сильнее. Я вижу немало молодых людей, которые с энтузиазмом, на фоне всеобщего уныния, запускают интересные и полезные проекты вроде воронежского «Театра равных», в котором играют молодые люди с инвалидностью. У авторов все получается. Они по-настоящему счастливы. Создательница «Театра равных» Валерия Маламура уже отнесла документы в Минюст на регистрацию театра в форме НКО, чтобы поддерживать инициативу. Как скоро у юрлица начнутся трудности из-за несданных отчетов, проверок и необходимости рисовать протоколы собраний органов управления организацией, которые нужны только Минюсту?! К тому моменту, как авторы проекта начнут разочаровываться и уставать от бюрократии, с которой неизбежно столкнутся, появятся новые ребята с сияющими глазами, новыми проектами, и цепь не прервется.
В Воронеже сегодня невероятный подъем культурной жизни. Каждую неделю запускается очередной фестиваль архитектуры, молодежных театров, стрит-арта, etc. Началось это не вчера: спрос на культуру возник на подъеме 11-12 года. В культуру же схлынули многие гражданские активисты в период начала репрессий несогласных и пересыхания ресурсов на правозащитную деятельность. Сейчас там можно и укрыться, и самореализоваться. Жаль, что мне это искусство уже не по карману, если речь не о бесплатных перформансах и лекциях. Выбора — потратить 200 рублей на спектакль или на еду — у меня нет. Разумеется, на еду, не на камамбер, а на неделю. Уверена, что на перспективах нынешнего культурного всплеска такое положение дел в микроэкономике не может не сказаться.
Метания страны между Востоком и Западом в Воронеже почти неощутимы. Хотя буквально на днях реклама на стекле автобуса: „Учи китайский — опережай время!“ — не показалась забавной. Просто подумалось: все-таки китайский или арабский?!
Впрочем, ничего нового. Неопределенность развития моей страны — традиционная ценность, если кто-то в состоянии это конвертировать. А мы привыкнем. И к этому нас среднее образование подготовило: „О, Русь! Куда ж несешься ты?! Дай ответ! Не дает ответа...“»
Павел Чемоданов, руководитель кировского «Общества изучения идей чучхе», историк, активист КПРФ:
«Россия должна идти своим путем, у меня лично в этом сомнений нет. Именно в те эпохи, когда наша страна реализовывала собственный вектор развития, она добивалась наибольших успехов в экономике, культуре, социальной сфере и внешней политике. Напротив, когда мы слепо копировали чужие образцы, ничего хорошего из этого не выходило.
Однако тут есть существенный момент: особый путь никоим образом не означает изоляцию. Можно брать все лучшее, сохраняя при этом самостоятельность и прививая новое с учетом наших особенностей. Это, к примеру, очень успешно делается во многих странах Востока: в Китае, Японии, Индии и других. Так что я выступаю за следование путем самостоятельности, с опорой на собственные силы, но с учетом любого полезного опыта, будь то опыт США, Европы, азиатских государств или стран Латинской Америки. Единственное условие: заимствование каких-либо технологий, общественных институтов или культурных тенденций не должно убивать самосознание народов России и ущемлять независимость нашей Родины, ее национальные интересы.
Что касается того, какую линию проводит сегодня Кремль, то мое мнение следующее. У современной российской власти нет четкого понимания того, чего она, собственно, хочет от страны и каким путем эту самую страну вести. Путин крайне практичный политик и всегда действует по ситуации и в своих интересах. Если ему выгодно, он заигрывает с Западом, если ситуация меняется — с патриотически настроенной частью российского общества. Так что я осмысленной и долговременной политической линии у Кремля в данный момент не наблюдаю».
Фото на главной странице photo-journal.by