Лидер «Экологов Коми» Нина Ананина, которая вчера стала свидетелем вырубки части бывшего ботанического сада КГПИ (современное название «Агробиостанция»), прокомментировала «7х7» увиденное. По ее словам, в последний раз ревизия зеленых насаждений в ботсаду проходила еще в 70-е годы прошлого века. Поэтому сейчас без исследований невозможно установить, какие зеленые насаждения представляют ценность, а какие нет. Однако общественники хотят сохранить «то, что осталось».
— Под твоим вчерашним постом о вырубке ботсада один из наших читателей оставил комментарий: «Снявши голову, по волосам не плачут». Если ее расшифровать, это значит, что мы все вместе боролись за ботанический сад, но у нас не получилось отбить его. Я понимаю, что этот комментарий в большей степени не относится к тебе, потому что ты человек, который сделал для сохранности сада, наверное, больше всех. Но все-таки, насколько справедливым ты считаешь этот комментарий?
— Я считаю, что само это утверждение не совсем корректно. Мало кто понимает, что для того, чтобы достаточно полно описать территорию и ее ценность, во-первых, надо обладать определенными знаниями, быть как минимум экспертом в области ботаники, дендрологии. И эти эксперты, которые делают оценку состояния территории, стоят очень дорого. У нас организация некоммерческая. Что мы могли сделать с точки зрения привлечения общественности к проблеме, мы сделали. И хотя по уставу нашей организации мы имеем право проводить экологическую экспертизу, кто бы стал брать ее в расчет, если бы ее провели мы, не эксперты. Последний план посадок, который у нас был на руках, относился к 70-м годам прошлого столетия. Изменилось многое: сменился видовой состав древесной растительности, места расположения культур. Нужно было проводить полноценное обследование территории. На это необходимо было минимум тысяч 300 рублей. Для республики это были небольшие деньги, учитывая, что за ботанический сад они получили порядка 90 миллионов рублей. Вчера была просто констатация факта. В тот день я оказалась в ботаническом саду случайно. Мне хотелось сделать фотографии того, что пока осталось, потому что местные жители сигнализировали о вырубках. Александр Попов туда выезжал в конце октября с полицией и представителями мэрии, а мне по фото со СМИ трудно было представить, что там происходило. Когда мы приехали, то попали в самый разгар этой вырубки. Это был шок, потому что буквально на моих глазах вырубался объект, за который мы очень сильно боролись.
— Как ты думаешь, почему сыктывкарцы не защитили ботанический сад в той мере, в которой можно было, за исключением одного момента, когда два года назад на общественные слушания пришло много людей. Это инертность? Ведь если бы несколько сотен горожан встали, как один, на защиту, расклад был бы другой.
— Тогда, после общественных слушаний, была дана еще неделя на сбор мнений людей по поводу перевода земель. Когда мы пошли собирать подписи — а это живое доказательство того, что люди против — оказалось, что в этих домах уже кто-то побывал до нас. И нам говорили — а мы уже подписались за сохранение ботанического сада. Но из тех, кто так говорил, а, к сожалению, это 99% , не читали то, под чем подписывались. Они просто поверили теткам, которые утверждали, что хотят защитить ботсад от вырубки. Те же, кто прочитал, были категорически против подписывать их обращения. Там была такая формулировка: часть ботанического сада оставляем КГПИ, часть переводим под новую жилищную застройку. Люди, подписывая эти бумаги, не глядя, могли продать почку. Плюс у наших людей есть такая черта характера: они бы хотели, чтобы их проблемы решал кто-то. Потому что ответственность брать на себя трудно. А еще не все знали, что у нас есть ботанический сад. Да, поскольку эта территория была закрытой, всю красоту и ценность этого места знали живущие рядом или заинтересованные люди. Именно поэтому, считаю, мы и не получили этой должной отдачи.
— Можешь ли ты еще раз проговорить вопросы, которые вы обсуждали по поводу вырубки с властями? Какие были устные и письменные договоренности, которые должны были соблюдать обе стороны?
— В марте 2013 года была создана комиссия на базе Общественной палаты республики. В ней были представители общественности, местных жителей, депутатов, самих представителей ОП РК, ученые. Мы составили обращение к депутатам Сыктывкара, потому что решение о переводе земель принималось ими. Мы сформулировали обязательные условия, на которых целесообразно передавать территорию сада под жилищную застройку. Слишком большие деньги стояли на кону, и территорию эту перевели в Фонд жилищного строительства, изначально подтасовав документы. Мы попросили произвести инвентаризацию зеленых насаждений за счет застройщиков и при участии независимой комиссии, в состав которой вошли бы и общественники и ученые, чего сделано не было.
— Что из этого было выполнено, а что нет?
— Инвентаризация проведена не была, проектировка поля дома вне ценных участков тоже, поскольку они и не были выделены. Вчера я была на территории сада, там остались только яблони. Ну и крупномерные березы-тополя. До участка с хвойными, по крайне мере, когда я была там, пока не добрались. Считать, что ценными там были только яблони, — в корне не верно. Там было огромное количество сортов деревьев, представляющих ценность, которые у нас в Сыктывкаре больше нигде не растут. Там росли такие сорта сирени и плодово-ягодных культур, которые считались эталонными и утраченными в России.
— Но ведь этот документ имел рекомендательный характер.
— Конечно. У нас все рекомендательное, даже общественные слушания.
— Как вы будете действовать дальше, и есть ли у нас некие рычаги контроля?
— А смысл? Надо сохранить то, что осталось. Те же самые яблони. И хотя бы заставить застройщика сделать ливневые канализации. На территории сада сейчас остались огромные аварийные тополя. Думаю, строительство, которое там будет вестись, может повлиять на состояние этих деревьев, они могут упасть. Вот их бы я как раз и выпилила, а не то, что они там пилили вчера.
— В этом году депутаты Сыктывкара приняли законодательный акт, по которому застройщики, выкупившие какие-либо земли, не должны отчитываться в том, что они там будут вырубать. Как ты оцениваешь этот документ?
— Первый такой документ был отменен по решению нашей природоохранной прокуратуры. Он был не совсем корректный, по нему любой собственник, даже городской дачник, обязан был уведомлять о вырубке или посадке дерева, платить компенсацию. Конечно, такие данные тогда предоставляли и платили компенсацию лишь при стройке многоквартирных домов. Документ, принятый сейчас, не позволяет требовать таких сведений от собственников. Но я считаю, что для сохранения наших текущих зеленых зон все-таки необходимо внести пункт, обязующий строительные фирмы согласовывать вырубку и обязательно ее компенсировать, деньгами ли, посадками — это уже частности.
* * *
Интернет-журнал публикует список условий, которые были прописаны в рекомендациях общественников, принятых на совещании в Общественной палате Коми. Отметим, что они носили рекомендательный характер.
-
Проектирование поля дома вне наиболее ценного участка.
-
Провести инвентаризацию зеленых насаждений (опись видового состава, обозначение их ценности) с участием независимой комиссии.
-
Составить перечень годных к пересадке деревьев и сеянцев в месте, определенном под застройку с участием независимой комиссии.
-
Сохранить и пересадить максимально возможное количество сеянцев и деревьев под руководством независимой комиссии.
-
Предусмотреть контроль за выполнением рекомендаций комиссии по выполнению работ представителям комиссии.
-
Провести санитарную чистку оставшейся территории с аллеями яблонь, кленов, сиреней и.д. под руководством независимой комиссии.
-
Провести посадку определенных для пересадки деревьев и сеянцев в местах удаления старых, высохших, больных деревьев в соответствии со схемой видового состава ЗН под руководством независимой комиссии.
-
Провести дополнительное озеленение территории с применением ландшафтного дизайна (малые архитектурные формы, вертикальное озеленение и т.д.).
-
Посеять газон на открытых участках между ЗН, тропинками и дорожками.
-
Произвести благоустройство территории:
-
проложить дорожки с учетом залегания корневой системы ЗН и традиционных путей перемещения граждан;
-
проложить ливневую канализацию с целью отвода избыточных вод с учетом залегания корневой системы ЗН;
-
установить скамейки, оборудованные урнами;
-
установить освещение вдоль дорожек, реагирующее на освещенность и приближение людей;
-
в целях защиты газона от вытаптывайся и установки на нем автотранспорта, установить по всей линии участка ограждения.
-
Придать озелененной территории статус сквера/парка/городской оопт и обозначить режим охраны.
-
Проектирование дома с учетом расположения в нем автоматизированной парковочной системы исходя из соотношения 1 квартира/одно машино-место, входит в стоимость квартиры, отдельно не продается.
-
Запроектировать дополнительные парковочные места, из расчета 0,5 квартиры/одно парковочное место.