В официальных документах указано, что «травмирование» заключенного в колонии №18 произошло 15 октября. Врачи исправительного учреждения не смогли оказать ему должную помощь, поэтому осужденного с диагнозом «тяжкие телесные повреждения» доставили в Областную клиническую больницу имени Баяндина. Спустя пару дней, 17 октября, он умер, не выходя из комы.

Информации об этом ЧП практически не было. Спустя полторы недели, 29 октября, первыми в Заполярье о смерти заключенного написал интернет-портал «Северпост». Источник журналистов утверждал, что гибель человека была не случайной: «официальная версия, которую нам тут сообщили: упал. Но парень — кандидат в мастера спорта по боксу, вес под 90 кг, такие не падают. Был завхозом, короче, „красный“».

Фото Александра Борисова

После просочившейся в СМИ информации отреагировали и ведомства. На сайте УФСИН России по Мурманской области появилась публикация о ЧП: «В реанимационном отделении МОКБ им. П. А. Баяндина скончался осужденный, прибывший на лечение из ФКУ ИК-18. Предварительный диагноз и причина смерти: закрытая черепно-мозговая травма, внутричерепная гематома. По данному происшествию Управление ФСИН России по Мурманской области своевременно проинформировало надзирающие органы. Приказом начальника УФСИН России по Мурманской области назначена служебная проверка».

Дело о смерти заключенного взял под свой контроль прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Мурманской области Андрей Ашурков:

— Факт травмирования 15 октября был немедленно зарегистрирован в служебных документах, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством в документах учреждения, сообщение поступило и в прокуратуру. Была начата проверка, по результатом которой я вынес направление материалов в следственный орган для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Это было связано с тем, что при данном неочевидном травмировании установить все обстоятельства невозможно без проведения определенных следственных процессуальных действий и экспертиз. Это было 20 октября, а 21 октября Следственным отделом по Кольскому району Следственного управления СК России по Мурманской области было возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 111 УК РФ, то есть по факту умышленного причинения тяжкого вреда здоровью человека, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего. Уголовное дело возбуждено в отношении неустановленного лица, все обстоятельства будут устанавливаться уже следственными органами.

Правозащитники Кольского Заполярья готовы бить в набат после этого случая. По словам члена Общественной наблюдательной комиссии Мурманской области Ирины Пайкачёвой, количество смертей осужденных в областных колониях, по сравнению с прошлым годом, растет. В 2013 году было зафиксировано 25 летальных исходов, а в 2014 — уже 28. Хотя общее количество людей, отбывающих срок, уменьшается.

— Это не может не волновать, нужно очень внимательно смотреть на причины и, конечно, изучать каждый случай летального исхода в колониях. А как он изучается сейчас, нас не устраивает. Потому что комиссия по изучению летальных исходов, которая сейчас должна работать, на наш взгляд, она работает очень кулуарно, закрыто. Выводы комиссии практически не доступны общественности. И мы бы хотели, чтобы представители ОНК могли бы либо в самой этой комиссии присутствовать, либо изучать ее результаты. Только тогда будет эффективно расследоваться каждый случай смерти, и мы сможем говорить, мол, это неизбежность. Но пока, исходя из информации, что до нас доходит, мы считаем, что это: неестественная смерть, и к ней причастны люди, которые могли совершить преступление, — отметила Ирина Пайкачёва.

Это не первая смерть заключенных именно из колонии №18 поселка Мурмаши. Этой весной там умер Антон Колесник. По официальным данным, от заболевания. Но представители общественной наблюдательной комиссии вели собственное расследование и имеют иное мнение по факту смерти заключенного.

— Антон незадолго до смерти обратился в ОНК с жалобами. И когда мы приехали проверять его жалобу, то самого заключенного мы не встретили, а буквально на следующий день он умер. Парень был из Петербурга, у него действительно были серьезные проблемы со здоровьем, в ИК-18 он находился в туберкулезном отделении. Но при общении он не жаловался на здоровье, никаких признаков того, что он может умереть, не было. Скончался он, по официальной версии, от последствий своего заболевания, и мы могли бы этому поверить, если бы не свидетельства других заключенных, которые утверждают, что нашли его уже буквально синим, избитым. И если бы нам показали труп, и мы бы увидели, что у него нет таких последствий. Нет, конечно, его захоронили таким образом, что мы ничего не знаем, — рассказала Ирина Пайкачёва.

Накануне смерти Николая Новикова 17 октября члену ОНК по Мурманской области звонил его друг, который и сообщил ей о тяжелом положении заключенного. Сейчас члены ОНК стремятся активно сотрудничать с родственниками умершего, но пока безрезультатно.

— Я знаю, что у Николая есть мать и брат, и мы предложили через друга, находящегося в ИК, обратиться к нам, в ОНК. И по доверенности от родственников мы бы смогли активно включиться в расследование и даже смогли бы сделать фотографии трупа. Но, к сожалению, на связь с нами никто не вышел. Но это же замкнутый круг, и если не начать вникать в ситуацию, это будет повторяться. Мы должны быть тоже вовлечены в расследование, общественники должны быть ознакомлены с материалами дела, не обязательно в ходе самого расследования. Но мы должны быть убеждены в том, что будут наказаны люди, которые действительно причастны к этому. И, на мой взгляд, не должна миновать участь причастных и администрацию колонии — потому что случаи смертей становятся уже массовыми. И не только от физического вмешательства, но и от того, что несвоевременно актируются больные.  


Реклама. Ушел из жизни близкий человек?! Проводы должны быть осуществлены должным образом. На сайте grob-kupit.ru можно заказать гроб,  а также другие услуги. (ИП Николаев Дмитрий Вадимович,  ОГРНИП: 316774600379479). Заходите и выбирайте.