«7х7» публикует видео и расшифровку лекции историка Михаила Рогачева об истории застройки Сыктывкара, примечательных зданиях и памятниках, которую он прочитал 21 октября в Центре культурных инициатив «Югор». Это третье выступление историка в рамках образовательного проекта на базе центра. Коллеги из агентства «КомиОнлайн» опубликовали выдержки из предыдущей лекции, во время которой Михаил Рогачёв рассказал, как и когда Сыктывкар получил статус города, какие названия носили первые улицы и какие здания сохранились с тех времен.
Речь у нас пойдет об истории вашего родного или не родного, но города, где вы проживаете. Сегодня он называется Сыктывкар. Его первое название — Усть-Сысольск. Мы назовем его страницы истории, и сегодня для разнообразия тема будет называться так: «Самое-самое в старом Усть-Сысольске». Сегодня мы пройдемся по улицам старого города. Я вам покажу некоторые объекты: дома, улицы, которые вы потом можете показать, если кто-то из ваших знакомых приедет из других городов для знакомства с городом.
Наш город кажется достаточно молодым. По крайней мере, мало кто из приезжих верит, что ему много лет, но у нас не сохранилось выдающихся памятников истории и архитектурных сооружений, не сохранилось, потому что их и не было. У нас вообще в городе очень мало чего сохранилось из старины. Населенному пункту под названием «погост на устье Сысолы реки», вообще, более четырехсот лет. Первая значимая дата в истории города — 1586 год, и вторая — 1780. Первая — это год, когда погост впервые упоминается в письменных документах. Историки считают это датой образования города. Хотя писцы, описывая Коми край в 1586 году, прибыли в Усть-Сысольск, а их было двое, обнаружили здесь довольно большое поселение. Целых шесть дворов, которые стояли в рознь, но дело не в этом, вы зря улыбаетесь. Дело в том, что при этих шести дворах была Георгиевская церковь — старейший храм Усть-Сысольска, деревянный, построенный срубом. То есть этот населенный пункт уже был и административным, и церковным центром прихода. Причем это был последний приход по Вычегде. Дальше к востоку была пустота. Последним был Зеленец, и был он прописан к Усть-Сысольскому погосту. Так что мы тогда были, можно так сказать, краем земли обетованной. Поселения начинались уже дальше за Уралом.
Вторая дата — это год, когда погост стал городом Усть-Сысольском. К этому времени он был уже довольно большим поселением, больше тысячи жителей, и когда проводилась административная реформа в XVIII веке матушкой Екатериной II, нужно было образовывать новые уезды в составе Вологодской губернии, и решили, что Усть-Сысольск вполне подходит для того, чтобы стать уездным центром и городом. Так он стал неожиданно для себя городом, единственным городом Коми края, единственным в Российской империи коми городом. Это его первое «самое».
Даже в конце XIX века 80 процентов жителей Усть-Сысольска в качестве родного языка называли зырянский язык. Более того, он мог гордиться тем, что в нем проживало более половины всего городского коми населения Российской империи. На втором месте был Яренск, это сейчас уже Архангельская область, на третьем — Петербург — по числу проживавших коми. Так что мы хоть в чем-то, но столицу Российской империи опережали. Город был самостоятельной административной единицей, ему предполагалась территория. Кстати, Усть-Сысольск опять же оказался самым большим из городов европейского севера.
Территория управления городом включала не только старую часть Сыктывкара, но и территорию до современной Орбиты и даже дальше. Городская территория включала пригородные местечки Кируль, Давпон. И все, кто жил на этой территории, считались горожанами. Усть-Сысольск, как и любой другой город в Российской империи имел две части: территорию и сам город. Самому городу полагалось, в отличие от деревни, развиваться по жестко установленным правилам. План надо было составить срочно, его срочно и составили — в 1783 году в Петербурге. Существовала специальная комиссия по строениям, которая эти планы клепала как на потоке. Дело в том, что матушка Екатерина отличилась: она перещелкала все российское государство по административному делению, и за ее правление появилось почти двести новых городов. И всем им надо было срочно сделать гербы и планы. Поэтому архитекторы не заморачивались. Они на место не выезжали, они прямо в Петербурге рисовали приблизительно будущий план, несмотря на то, где он там лежит на городской территории.
В 1783 году такой план был утвержден. Вот он перед вами. По нему город развивался двести с лишним лет. Кстати говоря, по нему он развивается и сегодня. Потому что если вы вспорхнете как птица над Сыктывкаром, вы увидите старую часть города, спланированную точно так же. Эта дырка в середине — это что? Стефановская площадь. Она на этом месте и сейчас находится. Внизу Сысола, от нее и плясала территория старого города.
На плане вы можете видеть три самых старых именных улицы нашего города. Улица Набережная — это современная улица Кирова. В 1934 году она была переименована, причем с формулировкой «в честь убийства товарища Кирова». Улица Покровская — это современная улица Орджоникидзе. Названа была так, потому что упирается в территорию современного Кировского парка, и старейшие храмы — Троицкий и Покровский. Третья — Сухановская. Она уникальна. В российских городах улицы называли либо по географическому принципу, либо в честь церковных праздников или событий. А Сухановская названа в честь отдельной семьи купцов Сухановых, которые в то время были крупнейшими предпринимателями Усть-Сысольска. Конечно, сегодня про них сказали бы, что это представители малого и среднего бизнеса, крупные торговцы мехами и хлебом.
Выражаясь современным языком, они пролоббировали, чтобы Усть-Сысольск был выбран, чтобы стать городом. К селу не могли быть прописаны купцы, это городское сословие. И живя здесь на погосте, они не могли зарегистрироваться как купцы и получить соответствующие права и льготы данного сословия. И сначала они были прописаны к Сольвычегодску, а потом к Яренску. Это было крайне неудобно. Собственно, имея две прописки, платить налоги и подати в двух местах. По-современному. А старую часть города легко определить. Последняя улица — это современная Первомайская. Дальше, если двигаться вверх, в XVIII веке мы с вами оказываемся уже на полях, в лесу. Улица Горького была крайней, в другую сторону — Домны Каликовой. Планировка города была очень простая. У Усть-Сысольцев не было адреса. Они имели по кварталу и по плановому месту, которые имеют свой номер. Письма так и разносили уже в конце XIX века. И мы с вами сейчас на окраине старого города. Центром города была не Стефановская площадь (она, скажем, и в XIX веке-то была построена паршиво), а площадь перед храмами. Она называлась Соборной площадью, там проводились базары, ярмарки.
И сейчас мы с вами находимся в старой части города и видим самое старое каменное здание почти всего Коми края и города Усть-Сысольска. Усть-Сысольску как городу был положен герб. Он был утвержден в 1780 году, а у нас вообще четыре герба, но первый просуществовал дольше всех остальных — до 1960-х годов. После 1917 года его никто не отменял. В 60-х годах появился герб советский. Но, вообще, я считаю, что у Усть-Сысольска есть только один герб, как людям дают при рождении имя один раз (он, конечно, может его поменять), так и городу дают символ один раз. Вот это первый герб Усть-Сысольска, от которого через все четыре остальных прошел только медведь.
Герб очень простой. Опять же его делали в Петербурге в комиссии по геральдике. И геральдмейстеры тоже там особо не заморачивались, они делали герб очень просто. Он состоит из двух частей. Верхняя — это герб Вологды. Рука с мечом и державой, выходящая из облака. Все города вологодской губернии имеют вот такую верхнюю часть. Нижняя — это, собственно, Усть-Сысольский герб: медведь в берлоге — знак того, что в окрестностях города всех зверей должно быть много. Откуда геральдмейстер в Петербурге знал, что здесь медведей много, — бог весть знает, но предположить мог. Раз Усть-Сысольск — конец света, значит, здесь медведей много. Просуществовал он почти 200 лет, и, будь моя воля, я бы его и восстановил в качестве городского герба, и не надо ничего выдумывать. У нас сейчас современный герб — это медведь в жертвенной позе, проще говоря, с отрубленной башкой.
Дальше возвращаемся к самому старому зданию Усть-Сысольска. Перед вами — тот самый Троицкий собор, Троицкая церковь и Покровская церковь. Эта Покровская церковь, освященная в 1740 году, — самое старое здание Усть-Сысольска и вообще второе каменное здание во всем Коми крае. Старше него была только Благовещенская церковь в Усть-Выми.
Троицкая церковь была построена несколько позже: в 1768 году, и тоже в догородской период. К сожалению, эти храмы можно теперь увидеть только на фотографиях.
Современный вид этот будет спортивная площадка Кировского парка. Они не дошли до нашего времени и были разобраны в 1932–1933 годах в рамках борьбы с «опиумом для народа». Но почти двести лет они являлись главным украшением города.
С этими зданиями и была связана жизнь всех горожан. Это — центр прихода. Когда дети рождались, их несли крестить в Троицкий собор либо в церкви. Когда горожане венчались, они шли в Троицкий собор, когда они уходили в мир иной, их отпевали там же. Метрические книги собора являлись основными записями актов гражданского состояния. Конечно, тогда это было крещение, венчание, отпевание. По ним можно найти судьбу всех усть-сысольцев за 200 лет. Книги эти хранятся в Национальном архиве Республики Коми, и сейчас вы можете найти там ваших предков, есть ваши предки усть-сысольцы.
По тем временам строительство храмов всегда было событием. Они очень характерны, такие многоступенчатые, особенно Троицкий. Их строили не местные мастера. Местные мастера могли запросто срубить деревянную церковь: здесь топором умели пользоваться все, но построить каменный храм они не умели. Но построить каменное здание они не умели, и поэтому сюда пригласили устюжских мастеров. И поэтому техника построения очень напоминает храмы Устюга: ступенчатый храм с маленькой главкой.
Покровская церковь выглядит немного по-другому, поскольку была перестроена. Дело в том, что Покровская церковь — это первый этаж, а второй этаж был надстроен уже в XIX веке —1809 году — и поломал весь силуэт храма. Потом он назывался Спасским.
Площадь перед оградой — это первая базарная площадь Усть-Сысольска. Здесь проходила Георгиевская ярмарка, а вовсе не на Стефановской площади, как у нас все думают. Проходила она у стен храма, и когда в 30-е годы XIX века ярмарку перенесли в другое место, духовенство было этим очень возмущено, потому что ярмарка давала церкви очень неплохой доход. Они сдавали торговые ряды приезжим торговцам.
Понятно, что рядом с главным храмом города и поселились купцы Сухановы. Теперь мы немного поднимемся по Покровской улице, чтобы увидеть самое старое из сохранившихся гражданских зданий Усть-Сысольска. Это Усть-Сысольское городское училище. Сегодня это здание находится на улице Орджоникидзе, дом номер 2. Это дом Сухановых. Сегодня это здание литературного музея.
Сухановы построили свой дом рядом с собором, потому что это был центр города. Раньше у них был другой дом. Сейчас часто говорят, что здесь состоялся банкет по случаю открытия города. Нет, это здание было построено примерно в 1815 году, тогда оно упоминается в документах впервые как построенное. Это типовой провинциальный особняк, но по тем временам это был роскошный дом. Построить его могли только богатые люди. Заметьте: вышла та же история, что и с Троицким собором. Местные мастера его сложить не могли. Чтобы построить такой дом, Сухановы должны были построить кирпичный завод. Кирпича-то не было! Он был не нужен. Печки тогда клали из глины.
Сухановы сперва построили кирпичный завод — два сарая. В одном формировали кирпичи, в другом их обжигали. Заготовили нужное количество кирпича, наняли бригаду мастеров в Сольвычегодске, те приехали и сложили дом за один сезон. Пришлось там же нанимать столяров. Так что это им обошлось в копеечку.
Таких домов они построили два. Второй не сохранился. Он стоял на улице Кирова, на месте нынешнего здания МВД. Может быть, на строительстве этого особняка они и надорвались, потому что к середине XIX века Сухановы обеднели и превратились из купцов в мещан, и свои дома продали. Тот самый первый дом в 1855 году они продали городу, почему на фото и написано, что это городское училище. 150 лет это здание служило образованию и культуре. В нем помещалась высшая городская школа, потом училище, которое потом переименовали в высшее начальное училище — хотя название странное «высшее начальное». Оно было четырехклассным, правда, в каждом классе учились по два года. После этого обучающийся имел право поступить в гимназию, чтобы получить среднее образование. Но гимназия появилась в Усть-Сысольске намного позже, в 1912 году. Это мужская школа, где учились и Каллистрат Жаков, и Василий Лыткин… В общем, почти все известные ученые и предприниматели из Коми края. Этот дом почти 50 лет являлся единственным гражданским домом в Усть-Сысольске.
Усть-Сысольск был маленьким типичным городом Российской империи. Перед революцией в нем было 6 тысяч жителей. Он начал расти уже в 20-е годы XX века, когда стал центром Коми области. Тогда сразу численность его жителей подскочила до 20 тысяч, но в дореволюционной России такие маленькие города составляли 50 процентов. Однако он был не самым маленьким. По численности жителей он был четвертым городом на европейском севере, включая современную Архангельскую и Вологодскую губернии. Он уступал только губернским городам — Вологде и Архангельску, и еще значительно больше него был Великий Устюг, где было 18 тысяч жителей. Это здание епархиального управления сегодня. А вот эта белая церковь стоит на месте кинотеатра «Родина». То есть, пардон, кинотеатр «Родина» стоит на его месте. Представили? Вот это улица Ленина, которая идет от центральной Стефановской площади. Вот здесь почтамт, аптека.
Широкие немощеные улицы. Причем в городах России существовало очень интересное правило благоустройства. У нас все ругают ЖКХ и коммунальные службы. А в Усть-Сысольске и других городах ругать было некого, потому что за своим участком улицы должен был следить хозяин дома. Ему в обязанность вменялось ухаживать. Есть яма? Он должен был ее засыпать. Тротуары — видите белые полосы — это деревянные тротуары... Кстати, Усть-Сысольск занимал первое место на Севере по протяженности деревянных тротуаров. У нас был самый «затротуаренный» город на Европейском Севере. В других местах хлюпали по грязи, а у нас были мостки, причем они были подняты над землей, поэтому ходить можно было чисто. Грязи не было. Тротуары на своей территории сам проложи. Если приглядеться, то они секциями уложены. Плохо сделал, тебе городская управа выпишет штраф.
Город был застроен необычными домами с трехскатными крышами. Дело в том, что российские города застраивались по типовым проектам. Если вы думаете, что это современные изобретения хрущевских времен, когда начали строить бетонные пятиэтажки, то вы заблуждаетесь. В Российской империи бюрократия была не хуже. И еще при Александре I были разработаны типовые городские здания. Они здорово отличаются от сельских. Видите, четырехскатная крыша и перегородки, которыми дом делился на комнаты. Вот так надо было строить в городе. В коми селах совсем другая застройка.
Улицы поросли травкой, там коровки паслись. А вот это место — подворье Ульяновского монастыря, самого большого монастыря в Коми крае и одного из самых больших в Вологодской губернии. Здание, которое занимается епархиальное управление, это и есть здание подворья Ульяновского монастыря, построенное в конце XIX века. А эта белая церковь — Стефановская — это и есть церковь — подворье Ульяновского монастыря.
В 1918 году из нее почему-то сделали клуб красноармейцев-чекистов. Кто не догадался, ЧК сразу же конфисковали для своих нужд здание подворья. Это здание, где располагалась первая ЧК, а потом они переехали в дом Сухановых на Кирова, где размещалось и ОГПУ. А потом церковь просто снесли. И сейчас на этом месте бывший кинотеатра «Родина».
А мы с вами по улице Кирова двинемся дальше. Дойдем до того места, где она пересекается с современной улицей Коммунистическая. Раньше она называлась Трехсвятительская. И вот она на плане пересекает Стефановскую площадь. Это была основная, стержневая улица Усть-Сысольска, правда, доходила она до современного Госсовета, чуть дальше шла. А дальше был незастроенный кусок.
И мы можем и сегодня увидеть самый старый магазин Усть-Сысольска. Вообще же, в старых русских городах вы бы с трудом выжили. По одной простой причине — в городе не было ни одного кафе, столовой ввиду ненадобности. И главное — в городе не было продуктовых магазинов. То есть любой современный человек, привыкший к тому, что ему после работы или учебы надо сбегать и купить яйца или еще что-то, в Усть-Сысольске остался бы голодным. Торговля продуктами была делом невыгодным, потому что все горожане жили сельским хозяйством. Выращивали картошку, хлеб пекли сами, овощи, мясо в основном добывали на охоте, рыбу ловили в реке. Никому в голову не пришло бы прийти в магазин за картошкой.
В Усть-Сысольске был один продуктовый магазин — фруктовый. Татарин Сагитов недалеко от этого места, на нынешней улице Советской, держал магазин с фруктами. Он торговал апельсинами, мандаринами, лимонами, летом арбузы привозил, яблоки и сливы. Но яблоки популярностью не пользовались. Вы могли купить в лучшем случае так называемые колониальные товары. Это чай, сахар. Кофе здесь никто не пил. Тут и чай стали пить с середины XIX века.
Когда купцы привезли первый чай в головках, одна из купчих заварила его для гостей. Поскольку она не знала, как его заваривать, то заварила, как кашу: в чугунок высыпала сразу все, чуть залила водой и поставила париться в русскую печь. Представляете, что получилось. Он хорошо настоялся. Это даже не чифирь, его все-таки пьют. А чай разнесло до состояния каши. Описание сохранилось такое: гостям подали его как деликатес. Гости давились, но пили. И это в середине XIX века.
В магазинах стали продавать бутилированный алкоголь в конце XIX века, а до этого был винный склад, с которого и отпускали в розлив водку. Потребление водки измеряли на ведра. На каждого усть-сысольца по отчетности приходило по ведру водки в год. Нельзя сказать, что здесь были алкоголиками. Употребляли по праздникам. А в конце XIX века стали завозить «этикеточные» напитки: ром, коньяк, вина.
Вот этот магазин кирпичный — это так называемый Торговый дом Дербеневых, открытый в конце XIX века. Сейчас это отдел этнографии Национального музея. А раньше это был самый большой магазин с тремя залами. Крыльцо сейчас такое же. А вверху была контора. Здесь торговали всем — это был универмаг: иконы, ткани, мыло, пеньку, веревки, сахар. Сегодня бы мы назвали его универсальным магазином. А почему он тут? Потому что там, где Коммунистическая упиралась в Кировский парк, и была вторая базарная площадь, куда перенесли Георгиевскую ярмарку. И народ закупал муку на базаре или ярмарке. Только на ярмарке можно было купить статусную посуду — фарфоровую или фаянсовую. А так обходились глиной и деревом. Там же можно было купить статусные ткани, металлическую посуду, самовары.
А теперь мы поднялись по Коммунистической до Стефановской площади и уперлись в самый большой храм Коми края. Его называют Стефановский собор. На самом деле это не собор. Он был «бесприходным», приписан к Троицкому собору и построен в середине XIX века. Он был освещен в 1896 году к 500-летию представления святителя. Он стоял на том месте, где сейчас стоит памятник Ленину. Строился он всем городом. Был около 50 метров в высоту до креста. К сожалению, мы говорим «был». Он был взорван в 1932 году, хотя память о нем осталась. Вы представляете памятник Ленину, который стоит на небольшом возвышении, к нему ведут ступеньки. Их раньше не было, площадь была плоская. И на этом месте было украшение города — огромная лужа. Дело в том, что возвышение — это остатки Стефановского собора. Его взорвали, но не разобрали. Кучи кирпича так и лежали, но остатки занесло землей, нарос холмик, где стоит памятник Ленину.
Все разговоры о том, что памятник Ленину нужно снести, а Стефановский собор восстановить на этом месте, с моей точки зрения, — это пиар. Я вообще не сторонник того, чтобы сносить памятники. Но собор на этом месте невозможно восстановить. Он будет выпадать из ансамбля Стефановской площади, который сложился сегодня. Может быть, часовню поставить, памятный крест.
А дальше, свернув по улице Кирова, дойдем до ее конца, увидим самое большое здание в Усть-Сысольске. Это единственное трехэтажное здание, которое стоит и сейчас. Он замыкал Набережную улицу. Это современное здание Национальной галереи. Оно помогает рассказать о другой странице истории — об образовании, связанном с церковью. Это здание построено в 1890 году, ему уже более 10 лет для духовного училища, которое готовило не только низших священнослужителей. Выпускники могли либо служить псаломщиком в храме, либо быть народным учителем. Выпускники получали право преподавать в начальной школе.
Здание состоит из двух частей. Часть построена позже, там были квартиры для учителей. То есть они получали бесплатную квартиру при учебном заведении с отдельных входом и кухней. Смотритель имел четырехкомнатную квартиру. А само здание никогда не меняло свою специализацию. Все 130 лет оно служило либо образованию, либо культуре, за исключением небольшого периода гражданской войны, когда здесь размещался штаб укрепленного района. Но штаб тут был недолго. А училище в 1918 году закрыли.
Здесь же размещалось первое высшее учебное заведение Коми края — ПИНО, Практический институт народного образования. Именно здесь размещался пединститут. Новое здание построено позже. Сам институт открыт в 1932 году, а здание [на Коммунистической] построили в конце 1930-х. Здание долго было бесхозным, но потом было отреставрировано и передано Национальной галерее.
Мы выходим на Рыночную площадь, на которой мы увидим несуществующее уже здание — народный дом. Можно сказать, что это первый клуб в Усть-Сысольске. Полностью он назывался так — Народный дом общества трезвости. Движение за трезвость, очень распространенное в конце XIX века в Российской империи, было довольно своеобразным. Они строили такие дома, чтобы отвлечь простой народ от беспробудного пьянства. Каким образом? Часть этого дома составляла чайная. Это было первое заведение общепита в Усть-Сысольске. Там давали чай, который стоил две копейки, и, что самое главное, — деликатес — крендели. Белый хлеб считался деликатесом. Вот, беседуйте культурно. А вторая часть дома — актовый зал. Здесь работали первые кружки самодеятельности. Кстати, Виктор Савин наяривал на балалайке в этом здании. Здесь работал любительский театр. Оркестр струнных инструментов был.
Мы заканчиваем нашу прогулку на самом старом сохранившемся церковном здании в Усть-Сысольскому — это Кирульская Вознесенская церковь. Она была за городом. Потому что Кируль — это пригородное местечко. С 1795 года за городом размещалось кладбище, ведь по санитарным нормам кладбища не могло быть в городе. Поэтому его вынесли за город и построили там церковь. На кладбище было похоронено более 40 тысяч усть-сысольцев. В 1930-х годах его снесли, причем без всяких идеологических установок. Просто посчитали, что оно переполнено. Приказали всем горожанам в течение недели вывезти покойных на новое кладбище.
Эта церковь сохранилась только потому, что НКВД в 1930-е годы устроил там гараж. Поэтому колокольню снесли, купол оставили. Обратите внимание, сейчас здание немного другое. Колокольня на один ярус ниже, поэтому сейчас оно выглядит непропорционально. Это дом по типу корабля. Когда восстанавливали колокольню, то запретили делать ее высокой из-за аэропорта. Якобы она мешала бы посадке самолетов. Тем не менее это старейший храм Усть-Сысольска. Какое-то время он был соборным храмом. Сейчас это архиерейский храм.
А сейчас мы вернемся на Покровскую улицу. Это здание пожарной каланчи, которое является своеобразным символом города. Это самое высокое гражданское здание — 51 метр. Это здание построено в начале XX века специально для пожарной охраны. На первом этаже были не окна. Раньше там были проездные проемы для выезда пожарных обозов. А каланча так и выглядела. Только купол был немного другой. На верхушке ходил пожарный, который осматривал окрестности.
Уникальный случай: деревянный Усть-Сысольск ни разу по-крупному не горел. Пожары были, но чтобы город выгорел, такого не было. Самый большой пожар случился в 1843 году, сгорело восемь домов. Это немного, если учесть, что город был деревянный.
Напоследок я расскажу о первом пожаре, который проморгали люди на каланче. Дело в том, что на строительство второго этажа у города денег не хватило. Колокольня строилась на городские средства. Поэтому согласилось помочь государство, но с условием, что там будут размещены госучреждения. Там разместили казначейство. Как только его построили, оно загорелось, но пожарный этого не заметил, потому что он вдаль глядел. А что у него под ногами дым, он не видел. Пожар потушили, казначейство устояло, но штраф с города слупило за недосмотр.