Фотограф из Москвы Олег Бородин дважды побывал в Мурманске и его окрестностях, после чего опубликовал на своем сайте серию снимков о Заполярье. Автора заинтересовали открытые пространства (дворы, порт, берег залива), а также природа Кольского полуострова. Редакция «7x7» решила познакомить читателей с творчеством Олега Бородина, а у самого фотографа спросить, какую атмосферу он почувствовал в Мурманске.

Олег Бородин был участником выставок в Московском мультимедиа арт-музее (МАММ), пространстве АRTPLAY, участником Фотобиенналле в Хьюстоне и II Фотобиеннале современной фотографии в Русском музее (Санкт-Петербург) и других.

Как и когда вы очутились в Мурманске?

 

— Попал в Мурманск я совершенно неожиданно три года назад. Увидел какие-то фотографии с Баренцева моря, а именно из поселка Териберка (где позже происходили съемки «Левиафана» Звягинцева), взяли билеты и поехали туда — на море. В итоге первый раз в Мурманске мы был недолго, так как помимо Териберки рядом еще оказалась Норвегия в автобусной доступности. Мы поехали скорее по туристической схеме. Ночлег нашли по каучсерфингу довольно быстро, в сообществах нашли ребят, которые отвезли нас в Териберку и обратно. Когда мы приехал в Мурманск второй раз, уже были знакомы с некоторыми людьми. Знакомые провезли нас на машине по половине Кольского полуострова. После этого мы еще долго жили в городе, смотрели, что там происходит. В тот год Мурманск был каким-то популярным местом среди москвичей: ремонтировали атомоход Ленин, проходили выставки, приехали студенты из Москвы на пленэр и наши знакомые фотографы на съемки, я никак не мог уехать оттуда. Я не снимал в Мурманске какой-то конкретный проект, скорее, присматривался, было интересно впервые выбраться на север России, второй раз тянуло тоже именно прочувствовать и окунуться, скорее всего, будет и третий раз.


Каким вы увидели Мурманск? Какая у него атмосфера?


— Если честно я ожидал атмосферу портового города, но ее как-то не было, может, из-за проблем с портом... Может, еще почему-то. Но, конечно, очень интересное ощущение от сочетания северной природы и типичного советского города, выросшего на сопках: эти гаражи в скалах, вечные подъемы и горизонт за девятиэтажками. Вся страна одинаковая, только ландшафт меняется. Конечно, город довольно разрушенный и грязный... Вся часть Кольского, где мы были, — очень захватывающая дух, но отмирающая, замусоренная и печальная. Ты поднимаешься по сопкам среди зелени и морошки и приходишь к свалке. И так почти везде, где мы были: сгоревшие машины в лесах, горы мусора там, где, казалось бы, никто не живет. Особенно бросается в глаза контраст, когда можно съездить в соседнюю Норвегию на маршрутке за несколько часов и увидеть все то же самое только по-другому.


— И все-таки. Какое ощущение у вас возникло от города? Это потерянность, обреченность местных жителей или это обособленная жизнь? Это тоже жизнь, просто она другая?


— С местными жителями у нас сложилось все довольно хорошо. Нам попадались отзывчивые дружелюбные люди по каучсерфингу и в сообществах мурманчан. Нельзя сказать, что они закрыты или ведут себя как-то по-другому, по-северному. В этом плане Мурманск отличается, скажем, от Воркуты, где действительно чувствуешь какое-то свое особое немного закрытое северное сообщество, в которое сначала надо вступить. Происходил и происходит большой отток населения, люди уезжают в Питер, Калиниград, меньше в Москву, почти у всех, с кем общались, есть планы на переезд. Но, конечно, были местные патриоты, да и те, кто уезжают, кажется, любят свой край, а покидают по вполне объективным причинам.

В вашей серии про Мурманск есть много кадров, на которых вы запечатлели открытые пространства или фактуру стен, заборов. И на снимках почти нет людей. Почему вы именно так увидели этот город?


— Отчасти многие Российские города выглядят именно так, отчасти это интерес к наблюдению человеком созданного пространства мира и взаимодействия его с природой уже без него.


Но некоторые фотографы специально снимают стрит-фото, чтобы показать город, его жителей.
 

— Это уже просто вопрос подхода и восприятия. Я не уверен, что хочу показать конкретный город или местность. Скорее — образ, какие-то ощущения и переживания пространства, а люди персонализируют снимок. Ну или начинается репортаж.

Сайт фотографа