Исключить из Экспертных советов ВАК тех, кто допускает к защите работы плагиаторов, — с таким требованием обратились ведущие ученые к министру образования Дмитрию Ливанову и председателю Высшей аттестационной комиссии Владимиру Филиппову. «Результаты работы такой комиссии должны быть максимально публичными и гласными, чтобы развеять все сомнения в том, что к присуждению ученых степеней в России могут быть допущены нечистоплотные люди», — говорится в тексте обращения. Среди фамилий подписантов — люди с мировой известностью.
— Например, Валерий Анатольевич Рубаков, чьи спецкурсы я когда-то слушал в университете, — один из авторитетнейших космологов во всем мире, имя которого известно каждому физику Европы и Америки. А вот имена «диссероделов» на Западе никому не известны, что логично: либо ты нормальную науку делаешь, либо в поганой конторе диссертациями торгуешь, — рассказал «7x7» Андрей Заякин, один из основателей вольного сообщества «Диссернет».
Почему ученые придают именно этому обращению такую значимость? Возможно, оно действительно поможет привести российскую науку к международным стандартам. Как пояснил Андрей Заякин, именно Экспертный совет ВАК, будучи следующей за диссоветом апелляционной инстанцией при рассмотрении жалоб, отклоняет заявления о лишении плагиаторов ученых степеней, таким образом напрямую им покровительствуя.
— Подав в ВАК более 80 заявлений о лишении плагиаторов степени, мы были совершенно ошарашены, увидев, как в открытую ЭС ВАК защищают интеллектуальных воров, освобождая их от надлежащей ответственности и от лишения ученого звания, — прокомментировал Андрей Заякин. — Мы стали разбираться, почему так происходит, и выяснилось, что в экспертных советах по экономике и праву большинство членов составляют «диссероделы». «Диссероделы» — это не плагиаторы. «Диссероделы» — это доктора наук, как правило, руководящие диссертационными советами, и состоящие в ЭС ВАК. Они являются организаторами множества (вплоть до многих десятков) защит работ с некорректными заимствованиями. Например, поглядите на деятельность диссертационного совета 212.198.01 при РГГУ и ужаснитесь тому, сколько плагиаторов получили свои корочки с его помощью. А теперь посмотрим на состав Экспертного совета по региональной и отраслевой экономике — и с удивлением обнаружим там же его председателя В. В. Минаева. Мы видим, что эти профессора, не будучи плагиаторами сами, помогли — в качестве консультантов, руководителей, оппонентов и членов диссоветов — приобрести ученые степени лицам, совершившим множественные некорректные заимствования.
Расследование фактов покровительства плагиату среди членов Экспертного совета опубликовано на сайте «Диссернета». Среди ученых-экономистов, наряду с московскими и питерскими «звездами», засветились и профессора из регионов присутствия «7x7»: Татьяна Безрукова, декан экономического факультета Воронежской государственной лесотехнической академии, Наталия Сироткина, доктор экономических наук, профессор Воронежского государственного университета, и Оксана Овчинникова, профессор Орловского филиала РАНХиГС. (С полным списком участников «диссерорезной» индустрии в экспертных советах по экономике можно ознакомиться по ссылкам 1 и 2, по праву — здесь).
Действуют такие «диссероделы» по следующей схеме. «Кирпич» работы будущего «ученого» компилируется кем-то из подчиненных ВАКовского эксперта, довольно часто используя материалы самого «диссеродела» и его «оппонентов», то есть уже защищенных в ВАКе работ. Диссоветы этого якобы не замечают и объявляют об успешной защите. Когда же члены «Диссернета» находят в таких работах плагиат и направляют в ВАК заявление с просьбой лишить такого «ученого» степени, тот самый «диссеродел» перенаправляет его в тот же диссовет, где сидит он сам или его «подельники». Этот замкнутый круг выдает ответ: «Жалоба необоснованна». И уже по этому заключению в Экспертном Совете ВАК принимают решение сохранить плагиатору степень.
— Это решение затем утверждается «диссероделами» и плагиаторами в Президиуме ВАК (да, в Президиуме ВАК есть прямые плагиаторы.) После этого министр издает приказ о том, что плагиатора следует считать честным человеком, — объяснил Андрей Заякин.