7 октября исполняется восемь лет со дня гибели известной журналистки и правозащитницы Анны Политковской. Все эти годы Amnesty International настойчиво требовала от российских властей эффективного расследования ее убийства, наказания исполнителей и заказчиков преступления, а также принятия необходимых мер для обеспечения безопасной работы российских журналистов. По мнению организации, за это время, несмотря на вынесение приговора по делу об убийстве, практически ничего не сделано для защиты представителей СМИ.

Сегодня Amnesty International проводит в Москве международную акцию, чтобы почтить память Анны и продемонстрировать солидарность международного журналистского сообщества с российскими коллегами, продолжающими работать в нынешних условиях.

Суть  ее — призыв к информационным изданиям, чтобы из первых полос этих были сложены бумажные цветы, которые активисты Amnesty International принесут к памятной табличке на здании редакции «Новой Газеты». Активисты обратились к интернет-изданиям с просьбой напомнить о трагической дате.

Редакция Межрегионального интернет-журнала «7x7» присоединяется к акции, искренне ее поддерживает и выражает солидарность с коллегами. Мы считаем, что возможность свободно и честно выполнять свою работу, не опасаясь за свою жизнь, важна для каждого журналиста.


 

Фото с сайта amnesty.org.ru

"Отвечу Вам коротко: помнить о Политковской - то же самое , что помнить о свободе даже в её отсутствие", - так прокомментировал "7х7" акцию памяти главный редактор "Новой Газеты" Дмитрий Муратов. 

Редакция так же связалась с правозащитницей и спецкорреспондентом «Новой Газеты» Еленой Милашиной, которая тесно общалась с Анной Политковской с самого ее прихода в издание.


 

— Анна — уникальный журналист. И я очень рада, что спустя восемь лет это признается российским журналистским сообществом. Когда она трагически погибла, было ощущение, что в России не ощутили степени трагедии, не было поддержки. И только когда наши западные коллеги и власти стали говорить о том, какого человека потеряла Россия, в «Новой газете» поняли, что мы не одиноки, — поделилась Елена Милашина. — Сейчас же споров нет, что в эпоху Путина Политковская остается ярчайшим журналистом, гражданским активистом, правозащитником. И ее модель журналистики абсолютно правозащитна, поскольку исходит из интересов человека. Анна всегда говорила, что, защищая одного человека, защищаешь весь народ. Она стала ведущей и для гражданской журналистики, и неизвестно, переживем ли мы то время, в котором живем сейчас. Но то, что мы равняемся на Анну Политковскую — это факт. Прошло восемь лет, но ее убийство по-прежнему тревожит людей, и ситуация по-прежнему острая. В нынешней ситуации войны с Украиной ее страшно не хватает, потому что подобного журналиста в России нет.

Также историю своего знакомства с известной журналисткой «7x7» поведал правозащитник из Коми Игорь Сажин. Происходило это в начале 2000-х в Копенгагене, когда Датский Хельсинкский комитет решил показать журналистам и гражданским активистам, как устроена политическая система Дании, а также как работают датские общественные организации. Именно там правозащитник пересекся с Анной Политковской.


 

— Наверно, она тогда уже была известной, но я ее не знал. Просто была девушка, такая тихая, молчаливая… Познакомился я с ней так: в один из моментов, когда нас пригласили в парламент Дании, чтобы рассказать об его устройстве, Политковская вдруг говорит: «А я не хочу идти в парламент, я вообще хочу пойти кофе попить!». На что человек из Комитета очень удивился, сказав, что с парламентом они еле договорились. Она говорит: «А мне все равно! Я не хочу». И тут возмутился я. Сказал: «Что это такое? Вот люди там собрались, надо как-то ответственно отнестись. Вы же все-таки в гостях». Собственно говоря, наехал на Анну, причем еще раз подчеркиваю, я ее не знал, просто подумал, что это какая-то сумасшедшая. Политковская промолчала. Мы все сходили в парламент, пообщались. А после этого нас повезли смотреть на фигуру русалочки в Копенгагене на берегу. И вот я смотрю воодушевленно фигуру русалочки, и ко мне подходит Политковская и так тихо-тихо мне говорит… я не буду дословно пересказывать эту фразу, но фраза эта была довольно ехидная по поводу того, что «дурака валять не надо». Я послушал ее, постоял некоторое время и себе сказал: «Ну, человек расстроился сильно, давай, держи себя». И я сдержался. На этом весь конфликт был исчерпан. Позже, когда она стала более известной, я узнал, что это был за человек, насколько она была неравнодушна к происходящему, много разговаривал с людьми, которые знали ее хорошо, и рассказывал им эту историю, а они мне все время объясняли это одним и тем же. Что этот человек никогда не будет ходить строем, никогда не будет ни в какой группе участвовать и все время будет выделяться из нее. Ну, в принципе, так и получилось и при жизни, и после смерти. Этот человек всегда выделяется, всегда вне какой-то организованной группы.

— Зачем людям нужно постоянно напоминать о трагической истории убийства Анны Политковской? (корр. «7x7»)

По очень простой причине: есть такая очень сложная профессия как журналист. И люди этой профессии должны быть очень серьезно защищены, потому что они выполняют очень важный общественный заказ. Я говорю о журналистах, которые стараются докопаться до истины, а не выполняют чей-то пропагандистский или пиаровский заказ. Это очень опасная профессия. У нас в Коми погиб журналист Алексей Куланов, его убили на дискотеке. По оценке всех свидетелей, кто там был, — совершенно случайно. И мы по этому поводу писали в Комитет защиты журналистов Симонова, и тогда надо мной смеялись и говорили, что человека убили явно не из-за журналистской деятельности. Я отвечал им: поймите, профессия журналиста настолько сложная, что понять, где чистый криминал, а где действия направлены конкретно против журналистской деятельности, очень сложно. Поэтому люди этой профессии должны быть особо защищены, и о любой такой смерти должно сообщаться. Политковская — это яркий пример человека, который считал, что надо говорить людям правду, даже ценой собственной жизни.

Анна Политковская с 1999 года была специальным корреспондентом и обозревателем «Новой газеты». Она неоднократно выезжала в районы боевых действий. За серию репортажей о военных действиях в Чечне в январе 2000 года ей была присуждена премия «Золотое перо России».

Политковская — автор документальных книг о ситуации в Чечне в 1999 году «Путешествие в ад. Чеченский дневник» (2000), «Вторая чеченская» (2002), «Чечня: позор России», а также статей «Карательный сговор», «Люди исчезающие». Последняя ее публикация в «Новой газете» — «Карательный сговор» — была посвящена составу и деятельности чеченских отрядов, воюющих на стороне федеральных сил. Автор книг «Putin’s Russia» («Путинская Россия»), «Россия без Путина», опубликованных в Великобритании.

Политковская активно включалась в политические события, стараясь сохранить движение сопротивления чеченских боевиков. Помимо журналистики, занималась правозащитной деятельностью, помогала матерям погибших солдат отстаивать свои права в судах, проводила расследования коррупции в Министерстве обороны, командовании Объединенной группировки федеральных войск в Чечне, помогала жертвам Норд-Оста. Резко и эмоционально критиковала действующую власть.

В день своего убийства Анна собиралась передать масштабную работу о практике пыток, применяемых чеченскими властями. Политковская была застрелена в лифте своего дома в центре Москвы.

Фото на главной странице forum-history.ru