Представители крупнейших сельхозпредприятий Марий Эл — о последствиях «продовольственных санкций» для своих предприятий и представляемых отраслей в целом. Результаты обсуждения актуальных экономических проблем за «круглым столом» — в аналитическом обзоре «7x7».
Число участников «круглого стола», организованного общественным движением «Сделано в Марий Эл» и посвященного ситуации в аграрном секторе было небольшим, однако на активности в обсуждении затрагиваемых тем это никак не сказалось. Не стали игнорировать возможность обсудить насущные проблемы прежде всего крупные участники рынка сельхозпроизводства. «7x7» приводит мнения представителей агрохолдинга «Акашевский», ЗАО «Племзавод Семеновский», совхоз «Звениговский».
Дмитрий Ройзис, руководитель отдела продаж агрохолдинга «Акашевский»:
— Как сказываются «продовольственные санкции» на деятельности нашего предприятия? Введение санкций предполагает запрет на импорт из стран Запада, прежде всего США, куриного мяса. Это то, что актуально, что называется, для нас. На рынке высвобождается значительная ниша, которую будут готовы занять отечественные предприятия. Конкуренция здесь очень высокая. Тем не менее наращивание нами мощностей говорит о значительной емкости рынка. Для нас, в этой связи, актуальна кадровая проблема. Сейчас открыто более 4 тысячи рабочих мест, а в перспективе их будет более 6 тысяч.
— Насколько распространяются амбиции «Акашевской», вероятно, диктуемые стратегией развития предприятия?
— Если говорить о рынках сбыта, то сейчас мы активно продвигаемся в Среднюю и Центральную Азию, рассчитываем также на закрепление на рынках арабского мира. Производственные мощности нашего предприятия продолжают развиваться. В следующем году мы выйдем на полную мощность производства и войдем в пятерку крупнейших производителей мяса птицы в России. В республике продается примерно 10% производимой нами продукции, при этом мы охватываем значительную долю рынка — присутствуем в крупных торговых сетях, а также продаем через собственную сеть магазинов.
— На фоне шанса, который предоставляется сельхозпроизводителям, сейчас все чаще говорят и о необходимых мерах их поддержки со стороны государства, регионов. А на какую поддержку рассчитывают крупные агрохолдинги, такие как «Акашевский»?
— Главное, наверное, чтобы не мешали. Наш проект реализуется при поддержке государства и нашего надежного партнера «Россельхозбанка». На региональном уровне правительство оказывает поддержку. Однако в рамках господдержки сельхозпроизводителей России необходимо перенимать европейский опыт. А именно — введение дотаций на корма, ветпрепараты, снижение налога на имущество, льготные кредитные ставки, поддержка развития экспортных отношений.
Рудольф Васильев, коммерческий директор ЗАО «Племзавод «Семеновский»:
— Для нас ситуация складывается так же, как для наших коллег — на молочном рынке образуются пустоты, которые будем заполнять. Но рентабельность у нас не такая высокая, как, например, при производстве мяса птицы. Поэтому вполне вероятен резкий скачок цен — как было, например, в начале 2014 года. Ситуация с региональной поддержкой — тоже важна для производителей молока. В Марий Эл дотации на литр молока — одни из самых низких в Поволжье. Соответственно, там, где оказывается большая поддержка, шансы на рост производства выше. Есть еще один фактор, препятствующий быстрому развитию в нашей отрасли: ряд соседних регионов очень жестко контролируют внутренний рынок. Вы попробуйте, например, зайти в Татарстан со своим молоком — ничего не выйдет.
Наши проблемы — возможно, наименьшие среди всех производящих в республике молоко хозяйств — у нас выстроенная технология производства конечной продукции, здоровое поголовье, дающее высокие надои, развитая кормовая база. Однако, решать проблемы, связанные с «санкционными шансами», мы планируем, исходя из собственной стратегии развития. Отчасти это связано с продвижением на рынки Москвы, где сейчас, вероятно, дефицит молочной продукции будет наиболее ощутим. Думаю, что наши попытки занять нишу в сегменте продукции более высокой ценовой категории, нежели «молоко в полиэтиленовых пакетах», оказались не напрасны.
Сергей Казанков, директор СПК «Звениговский»:
— Первое ощущение, связанное с введением «продовольственных санкций», положительное. Мясо мы стали продавать дороже, прибыль вкладываем в развитие производства. Нужно представлять, что год назад вступление России в ВТО привело к значительному снижению стоимости нашей продукции (почти на 50%). Сейчас, цена еще не восстановилась окончательно, но продолжает расти. Конкуренцию с европейской свининой мы ощущали — очень много мяса приходило из Польши и Дании.
А вот что касается минусов: наше хозяйство завозит хряков из Англии. Был заключен соответствующий контракт. И вот именно после введения санкций получили отказ в поставке производителей. Скажу больше — все свиноводы сейчас в шоке, как поддерживать продуктивность стада — никто не знает. Дело в том, что вся генетика, все производители — из стран Запада. Есть ли они в Китае — это еще выяснять нужно. Да и доверия больше к европейцам. Программное обеспечение — также завязано на поставщиков — англичан. Сервер, учитывающий и анализирующий данные по животным, которые отправляем мы, находится в Англии. После отправки данных получаем рекомендации по скрещиванию...
— Какие в этой связи прогнозы и предложения ваше хозяйство могло бы направить в адрес российских властей, если так попытаться поставить вопрос?
— Нам для того, чтобы не останавливать производство и не испытывать регресса, когда намечаются такие позитивные конъюнктурные тенденции, необходимо продолжение сотрудничества с европейскими партнерами. Отмена санкций — в наших интересах, поскольку сами себя загнали в эту ситуацию. А принять решение об этом может только один человек в стране, именно он и принял решение о продовольственных санкциях. Думаю, чтобы обойтись без больших проблем и убытков, следовало бы сделать этот шаг через два-три месяца.
Позиция крупнейших сельхозпроизводителей республики едина в следующем: если ситуация не изменится, то в аграрном секторе Марий Эл следует ожидать продолжения процессов укрупнения. Ну а по данным «7x7», проблемы, с которыми сталкиваются производители сельхозпродукции, не идут ни в какое сравнение с проблемами переработчиков. Таких, например, как хлебопекарное предприятие «Русь-Бейкери», чье производство продукции европейского качества (практически рекламный слоган) основано на ингредиентах, производимых только в Европе. Сходные проблемы испытывает и Йошкар-Олинский мясокомбинат. Несмотря на активное развитие собственной сырьевой базы, доля мясного сырья, возимого из той же Европы, по-прежнему весома. Нет сырья — нет работы…
Тем временем российское Минэкономразвития повысило оценку роста цен на продовольственные товары в 2014 году до 12-13 процентов. Об этом говорится в опубликованном прогнозе социально-экономического развития страны до 2017 года. Ранее прогноз составлял 7,2-7,4 процента.
Примечательно следующее: Минэкономразвития отмечает, что попавший под санкции сырьевой и продовольственный импорт был, как правило, дешевле отечественного сырья. Это сдерживало рост цен на продукцию российских сельхозпроизводителей и переработчиков.
А вот какой была динамика роста цен на сельхозпродукцию в Марий Эл в августе («продовольственные санкции» уже вступили в действие): куры охлажденные и мороженые — рост составил 6,3%, хлеб из ржаной муки — 3,4%, филе рыбное (без учета роста стоимости лососевых) — 3%, молоко сухое цельное — 4,5%, лимоны — 31,3%, апельсины — 17,3%, чеснок — 9,2%. Подешевели картофель — на 45,3%, помидоры — на 37,3%, лук — на 32,7%, почая овощная продукция — в среднем на 20-25%.