Прошлые выходные были очень беспокойными для медиков и полиции Кирова. Тогда в медучреждения города стали массово поступать отравившиеся неизвестным психотропным веществом, несколько человек погибло. До сих пор неизвестны результаты экспертиз, а официальные структуры не подтверждают прямую связь летальных исходов с употреблением курительных смесей.
Мы пообщались с Сергеем Косолаповым, известным в городе борцом с пьяными водителями, основателем гражданского движения «Ночной патруль».
— Сергей, какое вы имеете отношение к ловле изготовителей и распространителей наркотиков и как давно этим занимаетесь?
— Вообще, мы ловим пьяных водителей. Два года назад мы создали движение «Ночной патруль» как ответ на беспредел, который творился на дорогах. Сейчас мы видим, что такой же беспредел каждый день уносит жизни молодых ребят, и это, видимо, никого абсолютно не волнует. Наши доблестные полицейские заявляют только о том, что они начали ловить простых распространителей, дилеров, а не тех, кто завозит либо изготавливает эту дрянь. Мы с группой моих товарищей вышли с инициативой в УМВД, сказали о том, что «Патруль» может и должен помочь в проведении всех мероприятий, чтобы задержать виновных и освободить от этой дряни нашу Кировскую область.
— Какова была реакция со стороны полиции?
— Они восприняли наше предложение абсолютно адекватно, связались со своим руководством. Договорились с отделом, занимающимся борьбой с незаконным оборотом наркотиков, на днях созвонимся, и наши ребята будут заниматься с полицейскими мероприятиями, посвященными поимке этих товарищей.
— Ваши ожидания?
— Честно говоря, я пока не могу говорить однозначно о том, что в этом отношении есть какое-то сотрудничество. Есть наше желание помочь и их невозражение привлечь нас к этому. Но говорить о совместных вещах рано, потому что я не понимаю, зачем ловить распространителей, если есть люди, которые это все изготавливают.
— Насколько хорошо вы владеете ситуацией по недавно прогремевшему делу с массовыми отравлениями, какие новые факты этой истории знаете?
— Это дело гремело и будет греметь еще и еще, поскольку это, видимо, совершенно новое вещество, которое распространилось здесь, в Кировской области, и мы знаем, что есть человек, против которого было возбуждено уголовное дело, но оно было «похерено». И я так полагаю, что некоторое время назад. Человек сейчас нагло передвигается по городу, рассказывает всем, что он чуть ли не местный Аль Капоне, что он тут со всеми договорился, что он тут всех купил. В ближайшее время я подготовлю статью о нем, и о том, кто конкретно отвечает за то, что происходит здесь, в Кировской области.
— Поясните, что это за уголовное дело, «спущенное на тормозах».
— Пару лет назад этого человека поймали на личном автомобиле, в багажнике которого лежал «легал» и «нелегал», причем отдельно. У нас есть ребята, которые плотно общались с предыдущим руководством отдела по борьбе с наркотиками, тогда можно было сказать, что у нас такой проблемы практически не существует, полицейские работали на совесть. Сейчас, как видно, ситуация изменилась, поскольку начался беспредел, и стали погибать люди. Думаю, полиции, во-первых, необходимо посмотреть на свои ряды и найти тех, кто находится в неформальных отношениях с лидерами преступного сообщества. А то дело было рассмотрено по-тихому, как это обычно бывает. Человек на свободе, никаких обвинений, насколько я знаю, ему даже не было предъявлено.
— Известно ли вам, откуда в область поступают курительные смеси и в каких объемах?
— Я не оперативник, и такая информация мне не известна. Я гражданин, живущий в нашем городе и знающий сотрудников отдела по борьбе с наркотиками. Я выступаю за то, чтобы этой дряни, наркотиков, у нас здесь не было. И раньше мы довольно успешно сотрудничали. На сегодняшний момент у нас есть организация, которая поддерживает отношения со многими бывшими полицейскими, экспертное сообщество из этих бывших полицейских. Я довольно часто с ними разговариваю и знаю, что эти вещи изготавливаются прямо здесь, в Кировской области без всяких проблем, потому что существует схема.
— Кто, по вашему мнению, заинтересован в том, чтобы покрывать тех, кто торгует смесями?
— Люди, которые очень любят деньги. Они и заинтересованы, а все остальное — не важно. Я знаю, что очень многие с уважением относились и относятся к прежним руководителям «обнона». Это были такие ребята, которым было бессмысленно говорить о том, что, допустим, завтра у твоего дома будет стоять дорогая иномарка. Им было плевать, и они работали так, чтобы наказать преступников, и сделать так, чтобы в Кировской области преступников не было. В этой ситуации ответственность несут и депутаты, которые не забывают про кружевные трусы и размер каблуков, но не принимают законы, которые бы вообще запретили эти «спайсы». Если сегодня они обсуждают, кого от интернета отключать, это безумно, на мой взгляд. И серьезные вещи совершенно другого порядка попросту упускаются. Как, например, с теми же пьяными водителями. Мы говорили о том, что за повторное нарушение в нетрезвом виде нужно просто конфисковывать транспортное средство. Но эти депутаты не принимают такие законы, потому что, наверняка, сами они, их любовницы и жены очень любят погонять пьяными или под наркотиками. Здесь то же самое. Пока люди не начнут массово действовать, ничего не изменится. И даже сейчас, когда зафиксировано уже 5 или 6 смертей, люди задумываются о тех, кто распространяет, а не о тех, кто это все изготавливает. Думаю, тут гражданское общество должно каким-то образом повлиять на положение дел, не дать все это в очередной раз спустить на тормозах.
— На ваш взгляд, каковы перспективы развязки всей этой истории с отравлениями?
— Результатов экспертиз пока не сообщают, потому что идут криминалистические мероприятия. Это я могу понять, но представьте себе ситуацию, что погиб кто-то (больше одного человека) в какой-нибудь стране Западной Европы. Уже завтра было бы объявлено чрезвычайное положение. Национальная гвардия разгромила бы все эти наркоманские притоны и «точки». Можно сходить в любое место рядом с ночным клубом, и там тебе объяснят, кто и чем занимается. Если бы люди хотели, давно бы это сделали. Это как реклама проституток в газетах, которая десятилетиями размещается, и все считают, что ничего страшного нет. Здесь то же самое. Люди, живущие на районе, прекрасно знают, где это у них происходит и кто это делает. Нужно брать и решать проблему. Вместо того, чтобы создавать видимость бурной деятельности. Сами посудите. Даже я далек от того, чтобы от нашей полиции требовать решительных действий, регионалы и федералы и друг с другом то очень плохо взаимодействуют, решают совершенно разные задачи. Мне вообще не очень понятно, чем эти люди занимаются, если результат их «работы» — это погибшие жители Кировской области, причем молодые. Мне особенно больно от того, что целый ряд людей говорят «да пусть сдохнут все эти нарики».
— Сама была вчера свидетелем такой картины, когда в новостях показывали сюжет о ситуации с отравлениями курительными смесями в Сургуте и Кирове…
— Вы меня извините, но погибают 18-19-летние люди, которые и толком понять-то не могут, что произошло. Попробовали первый раз. А такие реплики — это какой-то беспредел. Знакомым, так говорящим, я отвечаю: «А что, если погибнет твой ребенок?». На что часто слышу, что его ребенка это не коснется. Я говорю: «А когда ты в своей жизни в первый раз попробовал сигареты, алкоголь, спрашивал ли ты у кого-то разрешения? Знал ли ты, сколько нужно пить и каково будет действие?». И слышу, мол, «я – не я. И это у нас время было другое». Времена всегда одинаковые, а вот люди, к сожалению, другие стали. Думаю, единственные, кто может это остановить — само общество. Если бы оно было, конечно...