Президенту КР господину Атамбаеву А. Ш.

Председателю Верховного суда КР госпоже Джамашевой Ф.Дж.

Генеральному прокурору Кыргызской Республики

Госпоже Саляновой А. Ж.

Совету судей Кыргызской Республики

Всем правозащитным организациям

ОТКРЫТОЕ ОБРАЩЕНИЕ

Правления ПД «БирДуйно–Кыргызстан» в защиту Азимжана Аскарова

15 сентября 2014 года исполняется  четыре года со дня, когда Базар-Коргонский  районный суд  ЖалалАбадской области приговорил известного правозащитника, Азимжана Аскарова, к пожизненному лишению свободы. В настоящее время он находится в колонии № 47 в городе Бишкек.

Здоровье правозащитника резко ухудшается.

Жалал-Абадский областной  и Верховный суд  КР приговор суда первой инстанции в основном оставили без изменения.

С самого начала задержания и после осуждения Азимжана Аскарова ПД «БирДуйно- Кыргызстан», в установленном законом порядке,  пытается   обратить   внимание властей, на многочисленные нарушения норм уголовного и уголовно-процессуального кодекса, международных договоров  и обязательств Кыргызской Республики в области прав человека, допущенные в уголовном деле, как в ходе предварительного следствия, так и во всех  судебных  разбирательствах.

            С участием адвокатов и юристов  нами было проведено собственное расследование в Базар-Коргонском районе,  Жалал-Абадской области, где произошли межэтнические события  в июне 2010года. Материалы вместе с видеозаписями свидетельских показаний, были направлены в Генеральную прокуратуру Кыргызской Республики, с предложением возобновления производства по вновь  открывшимся обстоятельствам,  (глава 43 Уголовно-процессуального  кодекса Кыргызской Республики).   

Одновременно ПД «БирДуйно-Кыргызстан» инициировал рассмотрение жалоб в судах,  с целью отмены постановления Жалал- Абадской областной прокуратуры, которым было отказано в возбуждении уголовного дела по фактам,  незаконного задержания  А. Аскарова и применения к нему пыток, бесчеловечного, жестокого, унижающего  достоинство  обращения.

Жалал–Абадский городской  суд постановлением   от 1  августа 2013 года отказал в удовлетворении такой жалобы обосновав свои доводы  тем, что цитируем:«обжалование должно производиться  в суде по месту производства расследования, а расследование по данному делу окончено, обвиняемый  осужден,  приговор  вступил в законную силу».

Жалал-Абадский областной и Верховный суд   (председательствующий  судья А. Исаков, судьи; Б.Бактыгулов,  Л. Темирбеков)    постановление суда первой инстанции оставили в силе.

Мы утверждали, что  А.  Аскаров осужден по иным мотивам преступления, но заявляет  о применении к нему  пыток, и незаконного задержания,   (иной состав преступления).

То есть нами ставился вопрос о совершении участниками производства по уголовному делу  преступления,  вследствие которого искажается само существо правосудия и принятых по его результатам судебных решений,  (пытки и незаконное задержание).

При этом  ссылались на статью 131 УПК Кыргызской Республики, которая не устанавливает сроки  обжалования постановления следователя,  прокурора об отказе в  возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела,

Согласно  Конституции  Кыргызской Республики каждому  гарантируется  судебная  защита  его  прав  и  свобод,  предусмотренных  Конституцией,  законами,  международными  договорами,      участницей     которых      является    Кыргызская      Республика,  общепризнанными  принципами  и  нормами   международного  права  (часть  1  статьи 40).

Право    на   судебную   защиту,   как   оно  определено    указанной    статьей Конституции КР, также со статьей 8  Всеобщей  декларацией  прав   человека ,Международным       пактом    о  гражданских     и  политических правах (подпункт «а» пункт  3 статьи 2), к которому Кыргызская  Республика   присоединилась   постановлением   Жогорку Кенеша   Кыргызской  Республики  от  12  января  1994  года  N  1406-XII,  является правом  каждого  на  судебную  защиту прав и свобод, если они нарушены.

По смыслу названных положений Конституции и международно-правовых  актов,  являющихся  в  силу  части  3  статьи  6   Конституции  составной  частью  правовой системы Кыргызской Республики, право каждого на судебную защиту  предполагает,   что    это   установленная      законом    возможность      всякого  заинтересованного  лица  обратиться  в  суд  в  целях  защиты  нарушенного  или  оспоренного права или охраняемого законом интереса.

Частью 1,2 статьи 22 Конституции Кыргызской Республики, установлено, что  никто не может подвергаться пыткам и другим бесчеловечным, жестоким или унижающим достоинство видам обращения или наказания, и каждый лишенный свободы имеет право  на  гуманное  обращение  и соблюдение человеческого достоинства.

            Соответствие ч.1 ст. 131 УПК Кыргызской Республики Конституции КР,   нами было подано ходатайство в Конституционную палату Верховного суда, которая своим определением от 28 февраля 2014 года  отметила, что конституционность указанного в обращении вопроса ранее проверялось, и оно соответствует Конституции Кыргызской Республики

Таким образом, осознавая, обязательность  судебных актов  мы остаёмся при своём мнении, что указанные выше их выводы не соответствуют Конституции  Кыргызской Республики и взятым международным обязательствам КР.

Считаем, что расследование по  заявлению о пытках должно проводится независимо от осуждения обвиняемого, независимо от срока, в установленном уголовно-процессуальным законом формах и оно не предполагает какого-либо ограничения участников уголовного судопроизводства в их правах, на обжалование в суд затрагивающих конституционные права и свободы (ч.1,2 статьи 22, ч.1.2 ст. 6, ч.1 ст. 16  Конституция КР) в том числе  и действий (бездействия) следователя и прокурора.

            После неоднократных обращений ПД «БирДуйно-Кыргызстан» Президенту Кыргызской Республики,  Председателю Верховного суда  и  Генеральному  прокуратуру Кыргызской Республики,  06 05. 2013 года  приказом заместителя Генерального прокурора Кыргызской Республики   была   создана следственная группа, для проверки дела А. Аскарова, по вновь открывшимся обстоятельствам, которая проводилась в течение 9 месяцев.

05.02.2014 года постановлением заместителя Генерального прокурора Кыргызской Республики   была прекращена проверка, возбужденного производства по вновь открывшимся обстоятельствам, как  указано «в связи с отсутствием оснований к возобновлению производства по делу».  

Ознакомившись с материалами дела, мы решили обжаловать это постановление поскольку, оно по нашему мнению,  проведено  с нарушением требований норм уголовно-процессуального кодекса о всестороннем полном и объективном рассмотрении жалобы по следующим обстоятельствам:

1. В своих обращениях А. Аскаров, указывает на факты  преступных действий лиц, причастных к расследованию уголовного дела;  пыток,  жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения, начиная  с первых часов его доставления в РОВД.

Так  он описывает, что  после доставления его в ОВД Базар-Коргонского района 15 июня 2010 года , «Сначала  заставили убрать двор РОВД, собирать пустые бутылки. После этого они заставили меня подобрать окурки. В то время они говорили: теперь твоя очередь нас обслуживать»…  «Потом меня начали бить три или четыре милиционера. Я думаю, это было три оперуполномоченных и дежурный, но присутствовали и другие, всего их, было, кажется семеро… и    «когда у меня на губах  появилась кровь, кто- то закричал: «Прекратите, вы его убьете»… «потом они заставили меня петь национальный гимн» и т.д. 

Как описывает А. Аскарова «вечером (с 15 на 16 июня 2010года) они швырнули меня в изолятор временного содержания (обезьянник) в зале у дежурного сотрудника милиции»….»я подходил к решетке и каждый милиционер бил меня…»

Следствие утверждает, что не представляется возможным установить день доставления  А. Аскарова, поскольку  работники   милиции  ,доставившие его, это не помнят.

В объяснительных эти милиционеры указывают, что «по поступившей оперативной информации, 15 или 16.02.2010 года, около 12 часов дня доставили А.Аскарова в ОВД  района и больше с ним не контактировали».

Непонятно почему следствие не уточнило дату по материалам оперативной информации или не установила,  кто дал  следственное поручение о приводе.

Факт задержания его был опубликован в информационном  агентстве Фергана РУ,  15 июня 2010года.  Из материалов уголовного дела следует, что А.Аскаров был допрошен 15.06.2010г. с 16-45 до 19-15 часов, в качестве «свидетеля».

   А следствием не установлено где находился А. Аскаров с момента его доставления в ОВД, то есть приблизительно с 11 часов дня 15 июня, и до допроса его в этот день в качестве свидетеля - 16часов 45 мин. Около  6-ти часов., и  где он провел ночь?

Следственная группа, не  опросила супругу А.Аскарова,  ночевал ли он дома с 15 июня 2010 года на 16 июня 2010года?  Не опрошен А.Аскаров.  По этому факту не были опрошены его родственники, соседи? 

2. В материалах дела по задержанию А.Аскарова имеются факты фальсификации  следственных материалов. 

В суде нами были предоставлены  копии объяснительных 2-х работников ОВД Базар-Когонского района снятых с материалов дела, где написанное ими о задержании ручкой А.Аскарова  «15 июня   2010 г. около 12 часов»,  кто-то подделал на «16»!

Кто подделывал «15» на «16» не удосужился посмотреть, что А.Аскаров по материалам дела   был задержан 16 июня 2010года утром.

Следствием не были исследовано  признаки преступных действий в нарушениях ч.1 статья 95 п.4ч.1 статьи 40 УПК КР, статьи 24 Конституции Кыргызской Республики.

«В данном случае, исходя из международных стандартов прав человека,  факт незаконного  задержания  считается с  момента фактического ограничения свободы передвижения лица, независимо от наличия протокола и факта водворения в ИВС.

Исходя из нормы ч.3 статья 15 УПК КР, (все сомнения в доказанности обвинения, которые не могут быть устранены в рамках надлежащей правовой процедуры толкуются в пользу обвиняемого) усматривается, что А. Аскаров был преступно лишен свободы  примерно сутки, без оформления процессуальных документов по задержании и к нему в этот период применялись пытки.

3. Следствие утверждает, что  «Данный факт (имеется в виду, что А.Аскаров  был допрошен в качестве свидетеля 15.06.2010 года с 16 -45 до 19-15 часов,   а задержан 16.06.2010года в 09 часов)  был известен судам всех трех инстанций при вынесении решений и это не является  вновь открывшимся обстоятельством, и не влияет на доказательную базу».

Выводы следствия в является, по крайней мере, странными..

В постановлении  Верховного суда  Кыргызской Республики  стр. 36 указано:  «16 июня 2010года при допросе А. Аскарова  в качестве обвиняемого, при участии адвоката Мырзакулова,  он   заявил, что его задержали 15 июня 2010года,  на улице, возле офиса,однако как отмечает Верховный суд,  он до 16 июня  не заявлял, что его незаконно задерживали в отделе внутренних дел.

Предположим, что он не заявлял…, а если о  незаконном задержании А. Аскарова заявили адвокаты  на судебном заседании, то, как должен поступить суд?  Должен ли он был поручить  прокуратуре,   проверить этот факт?   А если он заявил об этом после осуждения, что не нужно проводить проверку!?

Все это не увязывается с нормами УПК, международными обязательствами Кыргызской Республики,  Распоряжением Генерального прокурора Кыргызской Республики №40 от 12.04.11г. «Об усилении прокурорского надзора за обеспечением конституционной гарантии на применение пыток и других бесчеловечных, жестоких или унижающих достоинство видов обращения или наказания».

4. А. Аскаров утверждает, что он подвергался систематическому избиению и как отмечается в материалах проверки  у него были зафиксированы телесные повреждения .

В данном случае следствием не дана правовая  оценка  заключению Базар-Коргонского отдела судебно- медицинской экспертизы,  которая была проведена 17.06.2010года.

Присоединение Кыргызстана  к Конвенции против пыток означает, что  судебные экспертизы должны соответствовать требованиям Стамбульского протокола.

Рядом международных  экспертов в званиях:  докторов  медицины, магистров здравоохранения,  докторов  права  и философии 7 декабря 2011 года,  17 февраля 2012 года  и 20 февраля  2013 года  были освидетельствованы и даны  Рецензии  на судебно-медицинскую экспертизу Азимжана Аскарова, проведенное Базар-Коргонского отделом  судебно- медицинской эксперты.

В  Заключениях они  указывают, некоторые выдержки :…

«Проведение судебной экспертизы на  господина Азимжана Аскарова является неточным и вводящим в заблуждение, и поэтому не должно приниматься во внимание в ходе любых процессуальных действий…».

На   указанное в материалах дела А.Аскаровым по  факту избиения его утром 16 июня 2010г. рукояткой пистолета  по голове,  дана рецензия, что    «Рубец на голове г-на Аскарова имеет высокую степень соответствия с описанной им травмой тупым предметом в левую сторону головы», что вообще  не было отмечено Базар-Коргонским отделом  судебно- медицинской экспертизы и не было исследовано следствием.

В Рецензии фотографии  с гематомами на теле А.Аскарова описывается:  «Данная фотография показывает множественные ушибы и гематомы в области спины слева и в области левого бока. Документирование судебным экспертом множественных ушибов и гематом  на правой стороне лица г-на Аскарова, на его правом предплечье, левом плече и в области поясницы (спины) не соответствует данному в заключении объяснению ударом в челюсть сокамерником и падением на цементный пол…».

И как далее пишет эксперт «Я полагаю, что поверхностная и неудовлетворительная экспертиз., .его необоснованные выводы и его неспособность рассмотреть возможность жестокого обращения со стороны милиции – все это в совокупности предполагает некомпетентность, небрежность и/или намеренное пренебрежение в отношении судебно-медицинских доказательств пыток..».

Как отмечает экспер, «По моему мнению, вопиющие недостатки в заключении  являются основанием для проведения немедленного и прозрачного расследования независимой комиссией на предмет возможного ненадлежащего исполнения профессиональных обязанностей  и/или преступной халатности.» 

5. Следствие, давая правовую оценку судебным процессам по делу А. Аскарова и других,   утверждает: «Во время судебного разбирательства, со стороны потерпевших …не было нападений на подсудимых и адвокатов, никто в адвокатов стаканы не кидал. Кроме того, не было  фактов, когда пришедших на процесс свидетелей не пускали в зал судебного заседания»,  «фактов применения насилия не было, …«со стороны родственников каких-либо противоправных действий в отношении подсудимых не было» и.т. д. Возможно ли этому поверить?

На что нами в судебном процессе были заданы резонные вопросы, какая была необходимость проводить суды в Сузакском районе, г.Таш-Кумыр. Почему описывается, что охрану судебных процессов обеспечивали по доводам следствия «60-70 работников милиции», если вообще не было никаких эксцессов?    

Все правозащитные и международные организации,  проводившие мониторинг этих процессов, адвокаты заявляли, что в  нарушение требований статей  16, 22, 26, Конституции Кыргызской Республики,  международных договоров и обязательств Кыргызской Республики,  основных принципов закрепленных в нормах уголовно-процессуального и уголовного кодекса (законности, личной виновной ответственности, справедливости, демократизма, гуманизма),  уголовное  преследование по делу А. Аскарова осуществлялось с унижением человеческого достоинства и  жестокого обращения.

Следствие, ограничившись показаниями секретарей судебного заседания, прокуроров участвующих на процессе, не опросило гражданских активистов  проводящие мониторинг судебных процессов, правозащитников, свидетелей со стороны Аскарова.

6.Мы отмечали и иные существенные пробелы следствия:

На указанное постановление заместителя Генерального прокурора Кыргызской Республики  адвокатом ПД «БирДуйно-Кыргызстан» была подана жалоба в Октябрьский районный суд г. Бишкек.

30 апреля 2014 года Октябрьский районный суд г. Бишкек удовлетворил жалобу адвоката ПД «БирДуйно-Кыргызстан» признав необоснованным и незаконным постановление заместителя Генерального прокурора Кыргызской Республики.

Не согласившись с указанным постановлением, Генеральная прокуратура подала частную жалобу, которая была частично удовлетворена  Бишкекским  городским  судом  12 июня 2014 года.

Суд, прекратив производство по делу указал, цитируем: «Если ранее данное уголовное дело являлось предметом рассмотрения Судебной коллегии по уголовным делам и делам об административных правонарушениях Верховного суда КР (в порядке надзора), то жалоба на постановление прокурора  подается в Судебную коллегию, поскольку предыдущее рассмотрение дела не препятствует его рассмотрению той же судебной инстанцией в порядке возобновления производства по уголовному делу»

В связи с тем, что в УПК КР, четко не определено в каких инстанциях  рассматривается жалоба  на решения прокурора о прекращении производства по вновь открывшимся обстоятельствам, адвокатом ПД «БирДуйно -Кыргызстан» были  поданы надзорные  жалобы в Верховный суд КР на определение Бишкекского   городского  суда   от 12 июня 2014 года и на постановление заместителя Генерального прокурора Кыргызской Республики  от 05.02.2014года.

В ходе судебного процесса в Верховном суде 3 сентября 2014 года  было заявлено, почему не рассматривается жалоба, поданная  на постановление заместителя Генерального прокурора    от 05.02.2014года. На что председательствующий судья К.Бокоев ответил, что  у них такой жалобы нет.

Верховный суд  определение Бишкекского   городского  суда    от 12 июня 2014 года,  оставил в силе.

После  судебного процесса в канцелярии Верховного суда было установлено, что такая жалоба поступала. Однако по объяснению работников канцелярии на эту жалобу они дали ответ 26  августа. Такого ответа нами пока не получено.

На суде была оглашена лишь постановляющая часть, и не разъяснено суть принятого решения.

В связи, с чем мы планируем после изучения  материалов дела  продолжить  защиту Азимжана Аскарова в установленном законом порядке

В заключении:

Дело А. Аскарова находится на рассмотрении  Комитета  по правам Человека ООН. Процесс коммуникации завершается. Надеемся, что  в ближайшее время оно будет рассмотрено.

Мы уверены, что Комитет по делу А. Аскарова укажет Кыргызстану на ряд нарушений международных договоров и обязательств в области прав человека (Пакта   о  гражданских   и  политических правах, Конвенции против пыток), незаконное задержание, пытки несправедливое правосудие и т. д.

Это не наше личное мнение. К такому выводу пришли все международные эксперты-юристы. В частности Международная комиссия  юристов (МКЮ),  проводивших в Кыргызстане мониторинг этого дела, и  мониторинг процесса  в Верховном суде  в  декабре- январе 2011года, отчет которой нами был приобщен к материалам суда.

После Рекомендаций Комитета Кыргызстану  все равно придется вернуться  к рассмотрению дела А.Аскарова по новым обстоятельствам,  в порядке п. 3 ч.2-1 ст. 384 УПК Кыргызской Республики.

Сегодня  исполнится четыре года,  в результате моно кадровой и коррупционной системы правоохранительных и судебных органов, известный правозащитник Азимжан Аскаров продолжает находиться  в заключении. Он теряет  здоровье, получая системные психологические травмы, приравненные к пыткам, но, не теряет надежды на  справедливость и верховенство закона в Кыргызстане.

Уважаемый Президент КР господин Атамбаев А. Ш.,

Правление Правозащитного Движения Бир Дуйно-Кыргызстан просит Вашего особого внимания, и проявить политическую волю к судьбе жертвы пыток, известного правозащитника Азимжана Аскарова и дать ему СВОБОДУ!