Более 130 жителей поселков Том и Койю, а также деревни Картаель вышли вчера на митинг против действий районных и республиканских властей. По их мнению, именно чиновники виновны в том, что 1 ноября 2013 года в поселке перестала работать участковая больница. Письма, требования и обращения в разные органы власти по этому поводу не дали никакого результата. Чиновники рапортуют о том, что больница не может работать без терапевта с необходимым образованием. Найти такого специалиста, который бы согласился переехать в Том, не удается ни в Ижемском районе, ни в других муниципалитетах. Усугубляет ситуацию то, что до соседнего поселка Керки так и не отремонтирована дорога, поэтому более 1700 жителей фактически остались без квалифицированной медицинской помощи. В итоге на митинге люди потребовали от властей выполнения трех пунктов: открытия больницы, ухода в отставку руководителя администрации района Игоря Норкина и заведующей райбольницы Антонины Пешковой, принявшей решение о закрытии медучреждения. Кроме того, доведенные до отчаяния сельчане намерены бойкотировать выборы главы Коми, запланированные на 14 сентября.
За час до начала митинга к зданию администрации поселка Том подъезжает полицейская машина. Всего на три населенных пункта — поселки Том и Койю, а также деревню Картаель — двое полицейских. Однако помочь им сохранить порядок на митинге приехали еще трое коллег.
В самом здании администрации находится только один человек. Это глава администрации Татьяна Князькина. Ее некоторые сельчане описывают как открытую, располагающую к себе женщину, которая при этом не может твердо отстаивать интересы людей. «Отсиживает свой срок», — в сердцах дает оценку ее работе один из жителей Тома.
Татьяна Князькина предлагает корреспонденту «7x7» чай.
— А вы сами на митинг пойдете? — обращаемся к ней.
— А как же! В первых рядах буду, — говорит женщина, признается, что всегда была с народом, а напоследок почти полушепотом рассказывает про опасения, что митинг быстро перейдет в политическую плоскость. — Про больницу пусть говорят сколько угодно. Но про бойкот выборов не надо.
* * *
Картаельская участковая больница, расположенная в Томе, перестала работать 1 ноября 2013 года, хотя незадолго до этого здание полностью отремонтировали: подлатали кровлю, поставили пластиковые окна, обновили «начинку» в кабинетах. Причиной закрытия стало то, что в больнице не было терапевта с необходимым образованием. Многочисленные попытки найти его закончились ничем, поэтому главный врач районной больницы Антонина Пешкова решила, что учреждение в Томе проще закрыть, чем искать какие-то варианты его дальнейшей работы.
Местные жители сразу же стали бить тревогу. Даже такие простые процедуры, как капельница, стали проблемными.
— У нас и сейчас делают капельницу в больнице. Но после нее по всем нормативам человек должен немного полежать, а то вдруг какая-то нехорошая реакция будет [сейчас после капельницы людей сразу отправляют домой]. Человек должен быть под присмотром врачей. Поэтому необходим стационар, — рассказывает житель Тома, предприниматель Игорь Рубан.
Осложняет ситуацию и то, что дорога до ближайшего поселка Керки в очень плохом состоянии. Сейчас чтобы добраться до него, требуется 6-7 часов, да и то на грузовой машине. От поселка Том до райцентра, где находится районная больница, 80 км. И добраться можно только на моторной лодке, такса в один конец составляет 1 тыс. руб.
Поэтому местные жители и стали писать во все инстанции. За девять месяцев они отправили несколько десятков писем, на которые получили 14 отписок. Везде говорится об одном — возможности открыть больницу нет.
Именно поэтому жители Тома пригрозили бойкотировать выборы главы Коми 14 сентября, если до этого времени больница не откроется. Этот пункт несколько раз проговаривался и во время самого митинга 7 сентября.
* * *
Организаторами митинга выступили трое — предприниматель Игорь Рубан и его супруга, а также пенсионер, бывший глава села Михаил Хохлин. Они же выбрали и место для протестного мероприятия — площадка на берегу реки Ижма напротив здания сельской администрации. Примерно за 15 минут до объявленного времени туда начинают стекаться люди.
В толпе обсуждают слух о том, что на днях в Том приедет терапевт, а значит, и больница снова откроется. Однако сельчане выяснили, что врач прибудет из Сыктывкара только на три недели, потом его сменит другой врач, который будет принимать людей несколько дней, после чего тоже покинет поселок. Такое развитие событий люди называют «уловкой перед выборами».
— Три дня назад мне позвонили и сказали, что едет врач-терапевт. Мы даже клюнули. Надо отменять митинг, акции протеста и бойкот выборов. Стали узнавать, оказалось, что врач приедет вести прием, а речи о том, чтобы открыть больницу, нет. То есть он ведет прием, но отправляет людей в райцентр. А палаты как пустовали, так и будут пустовать. Чистый обман, — рассказывает Михаил Хохлин.
Люди выстраиваются полукругом и разворачивают плакаты. Происходящее снимает полицейский. Его коллеги держатся чуть поодаль и наблюдают.
Митинг открывает Михаил Хохлин:
— Вся власть принадлежит народу, и чиновники всех уровней должны служить ему верой и правдой. И коль они так служат, что закрывают больницу, ухудшая наше положение, то такие чиновники нам не нужны. Поэтому наше первое и главное требование — незамедлительно открыть Картаельскую больницу. Второе. Кто-то должен ответить за то, что у нас такие важные социальные объекты закрываются. Чиновники должны открывать, созидать, а не закрывать. И все работают на своих местах. Второе требование — чтобы Норкин ушел в отставку. И третье требование — уволить в течение месяца Пешкову, и вон ее из Ижемского района.
Антонину Пешкову вспоминает недобрым словом чуть ли не каждый второй. Она стала главным врачом ЦРБ несколько лет назад после прихода к власти Игоря Норкина. И ее, и его люди называют временщиками, людьми, которые не останутся жить в районе навсегда. Именно поэтому они, отмечают собравшиеся, и принимают не всегда обдуманные решения.
Второй выступающий Игорь Рубан вспомнил, что в Том приезжала заместитель министра здравоохранения Евгения Котова и «пыталась уломать людей не бузить», однако сама даже не пришла на встречу с сотрудниками больницы. Этот случай стал еще одной причиной того, что жители решили объявить бойкот выборам главы республики 14 сентября. Хотя даже такие радикальные меры, похоже, не сильно повлияли на республиканских и районных чиновников.
— Мы объявили бойкот выборам, дали срок [чтобы открылась больница], но власть игнорирует. Призываю вас еще раз прислушаться. Или мы будем вместе, или нас раздавят по одному. Нас считают за второсортных. Понагнали охраны, — Игорь Рубан показал в сторону полицейских, — только дубинок нет.
Один из выступающих предложил еще больше «поднять ставки». По его мнению, бойкотировать выборы должны не только избиратели Тома, но и сотрудники участковой избирательной комиссии. Он предложил им даже под угрозой увольнения не выходить на работу 14 сентября.
Об истории работы больницы и причинах закрытия рассказала фельдшер Людмила Поварнина. Однако женщина предложила альтернативу бойкоту выборов. По ее словам, нужно еще раз обратиться с открытым письмом к районной администрации и главному врачу районной больницы Антонине Пешковой с требованием временно открыть круглосуточный стационар до приезда врача-терапевта, а заведующей назначить фельдшера Надежду Зуеву.
— Мы тысячу раз к Пешковой обращались. Менять ее надо, — выкрикнул кто-то из толпы.
— Не бойтесь никого. Вы здесь живете, а им [районным чиновникам] здесь не жить. Это они пусть вас боятся, а не вы их, — призывал Игорь Рубан собравшихся не сворачивать протестную активность до достижения общих целей. — Всегда так выступайте, стойте на своей позиции!
В резолюцию митинга, как и предполагалось, вошли три пункта:
1. Незамедлительное открытие Картаельской участковой больницы,
2. Отставка руководителя администрации Ижемского района Игоря Норкина,
3. Увольнение главного врача ЦРБ Антонины Пешковой.
Оценка количества собравшихся на митинг разошлась. По словам главы села Татьяны Князькиной, на мероприятия пришло около 90 человек, по словам Игоря Рубана — 150. Корреспондент «7x7» незадолго до завершения мероприятия единомоментно насчитал около 130 человек.
На днях в поселковую администрацию пришел факс от главного врача ЦРБ, в котором указаны даты приема сыктывкарских терапевтов.
* * *
Корреспондент «7x7» связался с министром здравоохранения Коми Ярославом Бордюгом, который прокомментировал ситуацию с закрытием больницы.
— Вчера в наверняка известном вам поселке Том Ижемского района прошел митинг, на котором люди потребовали открыть участковую больницу. Вы что-то знаете об этом митинге?
— О вчерашнем — нет. Но врач туда направлен работать, там будут работать врачи вахтовым методом.
— Врач из поликлиники №3 Сыктывкара будет работать в Томе три недели, другой врач — две недели. А что дальше?
— Сейчас мы не можем растянуть этот график на 10 лет, грубо говоря. Или на год. Потому что у нас нет сегодня четкого списка тех, кто гарантировано будет работать. Мы будем подбирать врачей с учетом ситуации: кто-то из отпуска выйдет, кто-то еще что-то. И мы будем все время этот график продлевать. Но пока будут работать эти два врача, с которыми мы заключили договоры.
— Приезд этих терапевтов означает, что больница будет открыта? Она снова будет работать 24 часа?
— (вздыхает) Вы имеете в виду стационар?
— Да.
— Чтобы работал стационар, нужна работа не одного врача, а целой группы врачей, коллектива. Нужны специалисты. Есть лицензионные требования. Им сейчас что нужно? Чтобы они лежали там на терапевтический койках и кушали, и им капали? Или чтобы врач лечил их, осматривал, назначал процедуры? Это все есть у них, и это все будет.
— Сейчас, когда больница закрыта, ее коллектив получает 70% от зарплаты...
— Они будут работать. Будет врач, и будут работать все остальные.
— Тогда уточню. Какова вероятность того, что вы сможете найти других «вахтовиков» из числа врачей после того, как первые два терапевта уедут?
— Вероятность 100%-ная. Мы в республике обязательно найдем врачей, «смотивируем» их, чтобы они работали. Просто составить график с конкретными фамилиями на год трудно. Человек не может быть уверен, что он будет в это время в этом месте, и какие-то обстоятельства не изменятся в его жизни. Поэтому здесь проблематично. До конца года график обязательно будет продлен. А на следующий год мы планируем туда врача привлечь на постоянной основе. Поэтому на долговременный период нет смысла составлять график.
— Последний вопрос. Вчера на митинге люди отмечали, что с закрытия больницы прошел почти год. Люди писали, требовали, но определенности до последнего времени не было. И то, что сейчас Минздрав Коми стал предпринимать какие-то меры, люди связали с предстоящими выборами главы республики. И если бы не выборы, то проблема бы не решалась. Вы с этой оценкой согласны?
— Я с этой оценкой не согласен. Мы принимаем меры, потому что население высказывает свое недовольство и требует. И это не потому, что есть выборы, нет выборов. И дальше это будет увязываться с наличием возможности и мнением населения. Так что именно это стоит во главе.
* * *
В конце августа Игорь Рубан в связи с решением о бойкоте выборов главы Коми жителями Тома написал эссе «„Выборы“ или назначение» и предложил редактору одной из республиканских газет напечатать ее. Однако этого не произошло. «7x7» представляет этот текст полностью. Орфография и пунктуация автора сохранены
„Выборы“ или назначение
Хотелось бы написать немного о «выборах» на пост главы Республики Коми.
Наш президент Путин В.В. принял отставку главы РК Гайзера В.М., но он остался исполняющим обязанности главы РК и выдвинул свою кандидатуру на пост Главы РК… Эти действия не поддаются умозаключению…Если руководитель отправлен в отставку, он должен быть в отставке, т.е. на вольных хлебах. А у нас что получается? Полный маразм: руководитель в отставке имеет неограниченные возможности…
Эти выборы – фарс. Весь аппарат бюрократии работает на Гайзера. Готовы уже спящему человеку сквозь сон рассказать, кто такой Гайзер. Агитационными брошюрами завалены все мусорки, а это деньги налогоплательщиков. Чего вы боитесь, Вячеслав Михайлович? Все уже решено одним решением Президента РФ.
В нашей Республике Коми проходит всемирно известный газопровод Бованенково-Ухта. По населенным пунктам РК проложены трубы огромного диаметра, а у коренных жииелей республики пустые дровяники. Вы заботитесь о Европе и Китае? А кто позаботится о своих гражданах РК? Путин или все же Гайзер? Вопрос о газификации мной давно задавался, но бюрократы взяли свое. Уже была программа газификации Ижемского района, когда в Госсовет РК баллотировался Захаров. Но это были пустые обещания. Остались только голубые мечты.
У нас в поселке Том Ижемского района закрыто круглосуточное стационарное отделение Картаельской участковой больницы, хотя сделан капитальный ремонт здания. Проблема в отсутствии врача-терапевта. Приезжала в поселок замминистра здравоохранения РК Котова, которая даже не сходила в нашу больницу, хотя ее там очень ждал медицинский персонал. Вот как это понимать? А в республике вовсю трубят трубачи Гайзера, что в РК этот год объявлен Годом здоровья. Это ли не издевательство над народом?.. В нашем поселении по этому поводу проводилось чрезвычайное собрание граждан, на котором присутствовало 50 человек и было принято решение бойкотировать выборы на пост главы РК, если власти не решат вопрос об открытии круглосуточного стационара Картаельской участковой больницы. 49 человек проголосовали за бойкот выборов.
Путин везде ставит приоритетной задачей здоровье граждан, чтобы ни одна больница в глубинке не была закрыта. Возникает вопрос к вам, Вячеслав Михайлович:
-
Вы игнорируете программу Президента РФ и идете вразрез с его политикой?
-
Кто отвечает в Республике Коми за газификацию населенных пунктов: Вы или Президент Путин В.В.?
-
Вячеслав Михайлович, когда руководитель не хочет видеть решения проблем, он ищет причины, а кто хочет, тот ищет возможности.