Интерактивные саунд-инсталляции, видео-инсталляции, аудио-прогулки по историческому центру — именно с помощью этого авторы проекта «Внутренняя среда» хотят привлечь внимание к Вятскому художественному музею им. Васнецовых. На презентации автор проекта Дарья Ткачева попыталась объяснить, почему важно переосмыслить культурную среду города.
Фото Натальи Вольной
Теперь на входе в мраморное здание Художественного музея звучит музыка. Она интерактивная: реагирует на то, сколько людей находится перед музеем. Фойе музея также преобразилось — появилась видео-инсталляция, созданная участниками танцевального проекта «Миграция» под руководством Ирины Брежневой и видеохудожником Захаром Шашиным.
Куратор проекта, Дарья Ткачева, старший научный сотрудник Приволжского филиала Государственного центра современного искусства, признается, что этот эксперимент стал продолжением опыта, полученного во время стажировки во Франции для молодых кураторов современного искусства:
— Там я увидела потрясающие примеры диалога музея как с городским пространством, так и с другими организациями. И это заставило меня переосмыслить, по-другому взглянуть на то, что такое художественный музей в нашем городе, какое значение он имеет и как может повлиять на нашу жизнь. Здесь находятся потрясающие коллекции, наверное, одни из самых сильных в регионах России. И приходить сюда стоит. Но он остается чаще всего пустым, поэтому нам захотелось с помощью звука включить музей в общегородское пространство. Чтобы эта площадка представляла не только красивое архитектурное решение, но в том числе стала уютной благодаря звуку. Мы стараемся создать новый взгляд на современный музей.
На вопрос о том, что не хватает кировским музеям для привлечения аудитории, Дарья Ткачева отметила несколько важных проблем: это менеджерские недостатки в работе с молодежной аудиторией и нехватка кадров, которые занимались бы современным искусством, а также ограничения по времени посещения. Но при этом каждому музею необходим индивидуальный подход. Например, музей Циалковского авиации и космонавтики — это огромный простор для медиа-инсталляций и звукового решения, но на реализацию подобных экспериментальных идей нужны средства. Поэтому основной проблемой, по мнению куратора, остается вопрос финансирования:
— Необходимо, чтобы государство понимало важность сферы культуры. Культура — это не только развлечение, а это наше внутреннее состояние и сознание. В городе должна быть качественная культурная среда. И если государство понимает необходимость, чтобы люди росли, развивались и становились лучше, чтобы они, как сотрудники, находили инновационные креативные решения — нужно этому способствовать. Даже одна из задач нашего проекта, не самая главная — это привлечь внимание к месту. С 2008 года музей находится на реконструкции в центре города! В то время как он должен быть центральным туристическим объектом в городе. Его история уникальна, и этим надо гордиться.
Авторы проекта уверены, что музей, как центр культуры, должен быть источником развития. Для Романа Цепелева, музыканта, ожидания от проекта состоят в понимании действительности:
— Мне всегда интересно понять, насколько нужна в Кирове людям музыка, я говорю не о радио «Ваня». Еще интересно, как музыка может влиять на восприятие места. Я хотел, чтобы люди бежали по своим делам, но при этом обращали внимание на то, что вокруг. Это своего рода коммуникация человека и города.
Кроме того, в рамках проекта «Внутренняя среда» в выходные дни пройдут аудиопрогулки по историческому центру города, а 8 сентября состоится встреча-обсуждение проекта со зрителями и директором Художественного музея.