Члены инициативной группы, выступающей против строительства ПЗРО под Ухтой, в очередной раз посетили хранилище радиоактивных отходов в Водном, где установили предупреждающие знаки на территории бывших заводов 1 и 7, информирующие население, что находиться здесь нежелательно.

Как рассказала член рабочей группы Екатерина Руденко, общественники, вооружившись дозиметрами, измерили радиационный фон и обозначили наиболее опасную местность, чем вызвали повышенный интерес у местного населения: некоторые просили провести измерения на их дачных участках.

Неделей позже активисты посетили хранилище в присутствии специалистов «РосРАО» и «РАОПРОЕКТ», которые рассказали о том, что сейчас происходит на его территории.

— Сейчас там ведут работы специалисты из Омска. Все в защитных костюмах, с дозиметрами. Огорожена зона пропускного пункта, — добавила собеседница «7x7».

Однако первое, что взволновало членов инициативной группы — то, что чаны, использовавшиеся для выпаривания воды с повышенным содержанием радия, по-прежнему находятся на хранилище: их оказалось больше, чем было прописано в проекте.

— 3,2 тонны чанов, на вывоз которых было выделено финансирование, распилили и все-таки вывезли. А еще больше десятка так и лежат. Целевые средства на вывоз уже потрачены, так что теперь будут искать новый источник финансирования. Хотя представители «РосРАО», полностью несущие ответственность за объект, пообещали чаны вывезти, — подчеркнула общественница.

В этом году на хранилище будет сделан лучевой дренаж для отвода конденсата и колодцы, в которые будет скапливаться вода. Кроме того, специалистам предстоит укрепить берег, установив специальное фиксирующее сооружение. В целом сейчас на территории ведутся работы по подготовке к зимовке.

И самое важное — в сентябре на территории бывших заводов 1 и 7, в самой Ухте, в Водном и на дороге Ухта-Водный специалисты «РосРАО» проведут, как выразилась Екатерина Руденко, судьбоносные исследования. Приезда специалистов лаборатории ожидают в 7-10 числах сентября.

— По результатам измерений станет ясно, как классифицировать отходы и, соответственно, что делать с ними дальше: отходы первой категории вывозить на ТБО, а более опасные — перевозить на уже существующие специализированные предприятия за пределами Коми. В любом случае «РосРАО» занимается только хранением таких отходов, но не строительством ПЗРО. Мы очень ждем этих исследований и, хотя окончательного решения нет, все же надеемся, что обойдется без строительства, — заключила Екатерина Руденко.