"Есть две группы мигрантов, которых сложно причислить к адаптировавшимся. Это, во-первых, те, кто намерен заработать денег и через какое-то время вернуться на родину. В основном это впервые прибывшие в Россию молодые мигранты, больше половины из которых настроены на возвращение, слабо владеющие русским языком, настороженно воспринимающие любые контакты с населением и представителями власти, работающие на «плохих» рабочих местах, где зачастую и проживают. Те из них, кто не пересмотрит свои планы на возвращение, не мотивированы к адаптации.

Во-вторых, уже имеющие опыты таких поездок, но, в силу низкой профессиональной подготовки и образования, не имеющие возможности вырваться из замкнутого круга временных работ, практически не контактирующие с местным населением.

Социальная исключенность таких мигрантов является одной из важнейших социальных проблем современной России".

Резюме

На процессы адаптации и интеграции иностранных граждан немалое влияние оказывают институциональные и внеинституциональные среды социализации принимающего сообщества.

Способствовать (равно как и препятствовать) успешной адаптации и интеграции мигрантов могут различные акторы миграционной политики:

— органы государственной власти и местного самоуправления,

бизнес (включая теневых антрепренеров),

принимающее население,

диаспоры,

мигрантские сети.

Эффективная миграционная политика предполагает учет интересов и разграничение компетенций акторов, исходя из реалий миграционных процессов, перенастройки инструментов регулирования в зависимости от трансформации миграционных потоков.

Исследования фиксируют несколько пластов проблем, для разрешения которых необходимо вносить коррективы как в нормативные правовые акты, так и в правоприменение. Во-первых, трансформация миграционных потоков, сопровождающаяся масштабными перемещениями постоянных и циркулярных мигрантов, нуждается в признании. (В официальных документах, нормативных правовых актах, включая недавно принятые «Концепцию государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года» и «План мероприятий ...» по ее реализации, термин «циркулярная миграция» не употребляется).

Во-вторых, необходима перенастройка инструментов, ориентированных ныне исключительно на сезонных трудовых мигрантов.

Нужно реформирование системы миграционного учета и выдачи разрешений для занятия трудовой деятельностью применительно к постоянным мигрантам.

Последние, годами работающие и проживающие в России — зачастую с семьями, которые так же, как и сами мигранты, интегрированы в принимающее сообщество, — рассматриваются властями в качестве временных мигрантов.

 

Следует облегчить им если не натурализацию, то, по крайней мере, получение вида на жительство либо иных документов, позволяющих им не чувствовать себя сегрегированными от российского социума.

Должны быть созданы цивилизованные условия для легализации трудовой деятельности циркулярных мигрантов, стимулирования их переориентации на интеграцию в российское общество.

Наконец, самое серьезное внимание должно быть уделено предотвращению социальной исключенности впервые приезжающих на заработки в Россию, а также части циркулярных мигрантов, созданию действенных инструментов их вторичной социализации и адаптации к российским реалиям.

"Без признания очевидных изменений в трудовой миграции все усилия по её регулированию пропадут втуне и приведут к негативным последствиям, обусловленным ростом незаконной, а часто и криминальной составляющей трудовой миграции".