По достижению 18-ти лет почти каждый молодой человек должен решить, в каком месте этой фразы он поставит запятую. По российскому федеральному закону о воинской обязанности и военной службе служить полагается всем, кто годен к службе по возрасту и состоянию здоровья. Однако не все считают это своим долгом. Председатель „Солдатские матери Санкт-Петебруга“ Элла Полякова рассказала «7x7», как грамотно защищать свои права при призыве, с чем приходится сталкиваться матерям призывников и самим молодым людям, что такое альтернативная служба и служба по выбору.
О чем спрашивают на обучающих семинарах
— Мой сын призывник. Ему 22 года. У него хроническая астма. По медицинским показателям он не годен для службы, но врачи в военкомате думают иначе. Что делать?
— Моему сыну 19 лет и он тоже призывник. В военкомате не было обследования. Как обеспечить безопасность здоровья?
— Сыну 22 года и он только что закончил институт. У него искусственный хрусталик в глазу. Я боюсь, что получу инвалида после армии.
С подобными вопросами женщины обращаются в правозащитную организацию «Солдатские матери Санкт-Петербурга» на семинарах и занятиях. Огранизация существует с 1991 года и, по словам Эллы Михайловны, объединяет солдатских матерей, победивших свой страх перед системой и приобретших опыт правозащитников.
— С 1993 года система прав в России изменилась коренным образом. Человек был пустым местом, бесправным, а стал главным в обществе. Но в реальности люди до сих пор живут в рабстве и не подозревают об изменениях. В результате с ними обращаются, как с товаром. В России все платно (образование, медицина), кроме службы в армии. Бесплатный товар — это ваши сыновья. Народ полностью подчинен словам. Перепуганный. Без человеческого достоинства, находящийся в клетке страха. Самое смешное, что человек сам ее себе придумал, а массовое сознание его туда загоняет. Ни в одном законе подобные отношения не прописаны, а люди не знают о своих правах, — это первое, о чем говорит на семинарах Элла Полякова.
Послушать и, возможно, найти решение своей проблемы приходят и сами молодые люди. Одни из них игнорировали повестки, а другие сталкивались с коррупцией адвокатов, когда обращались в военную коллегию.
Красный цвет папки безопасности на них всегда действует как тряпка на быка
На случай возникновения подобных конфликтов, члены организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» советуют оформлять личную папку безопасности броского красного цвета. Она состоит из оформленных у нотариуса заявлений 10-ти или более так называемых доверенных лиц-защитников. Что позволяет призывнику бороться за свои права не в одиночку.
— Нотариальная доверенность нужна, чтобы спокойно заходить с призывником на мед. освидетельствование, на заседание призывной комиссии и в суд, если это будет необходимо. Также этот документ позволит знакомиться с личным делом призывника и с его медицинским заключением, — подчеркивает Элла Михайловна.
Далее в папку безопасности вкладывается нотариально заверенная копия паспорта призывника, разворот конституции РФ, все повестки из военкомата и медицинские противопоказания.
— Призывная комиссия сейчас абсолютно гражданская. Нет там военных, — учит Элла Михайловна пришедших. — Отсюда и отношение к ним должно быть другое. Нужно уметь не бояться их, контролировать, проверять и получать разрешения на документы ваших сыновей, так как в Конституции сказано, если она ошибется — подавать в суд.
Волна обвинений и преследований
Конечно же, такие активные действия организации не могут никому не мешать. Все сводится к одному — «здесь» хорошо, «там» плохо. Однако это «плохо» давно перестало быть реальностью. Во многих частях уже давно веден тихий час в обед, горячие блюда на выбор, чайная комната, бойлеры с водой, не говоря о телефонах, которые теперь разрешены.
Солдат служит год, и служит в частях, находящихся поблизости с его местом жительства, поэтому уже на второй день службы мамы могут приехать с пакетами еды (при условии, если этот день попал на выходной). Какие-то части скорее напоминают спортивный скаутский лагерь для взрослых. В таком положении дел есть и заслуга «Солдатских матерей Санкт-Петербурга». Однако вполне ожидаемо, что такая ситуация устраивает далеко не всех, поэтому организация часто подвергается нападкам как гражданских, так и военных чиновников, для которых удобство и безопасность службы в армии — лишняя головная боль и бессмысленная трата денег.
— Организация на данный момент преследуется со страшной силой, потому что мы категорически против коррупции при призыве, против лукавства и обмана. Мы против того, чтобы призывники уклонялись. Мы за то, чтобы они знали и могли пользоваться своими законными правами, умели использовать их и защищать себя. Естественно, эта позиция мешает всяким коррупционным фирмам, например, таким, как ООО «Призывник» или «Военная коллегия», — говорит Элла Полякова.
Начиная с 2012 года «Солдатским матерям Санкт-Петербурга» то и дело приходится собирать и готовить бумаги на проверку. Обвинения сыплются от членов военных комиссаров Санкт-Петербурга, от военкома, от различных общественных движений города, которые подают заявления в Прокуратуру, обвиняя организацию в антивоенной пропаганде и не только. Экстремизм, иностранный шпионаж, информационно-психологическое воздействие против комплектования Вооруженных Сил РФ, контрпропаганда — такого рода обвинения предъявляются общественной организации. Разумеется, не обошлось и без того, чтобы организацию назвали «иностранным агентом».
Альтернативная служба в северном регионе
Сегодня «Альтернативная служба — ПРАВО ВЫБОРА!» — это региональная организация, созданная в Мурманской области. Начиная с весны этого года ее представители наладили контакты с другими регионами России и провели несколько обучающих онлайн-лекций. Солдатские матери Мурманска, Красноярска, Белгорода, Петрозаводска, Железногорска, Пензы и Кирова пополнили ряды общественной организации.
После этого уже летом Элла Полякова приехала в Мурманск по вопросу альтернативной гражданской службы.
— Сейчас около 25-ти «альтернативщиков» в Мурманской области проходят гражданскую службу. В основном все они работают по наиболее востребованным в регионе профессиям: санитары в мед. учреждениях, в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Однако, по статистике, прошлой осенью на альтернативную гражданскую службу пошли только 9 молодых людей северного региона. Видимо, сейчас их больше привлекает один год в армии, нежели 21 месяц на гражданской службе.
Служба по выбору: изменения к лучшему?
А вот о другом законе, который вступил в силу в этом году, о выборе способа службы по призыву или по контракту, у членов «Солдатских матерей Санкт-Петербурга» сложилось неоднозначное мнение.
— Будущие профессиональные военнослужащие должны быть готовы к экстремальным условиям, с которыми они могут столкнуться в армии. И задача нашего общества — создать такой фильтр, чтобы в армию не попадали больные, будь это призыв или контракт, — утверждает Элла Михайловна.
Выбор службы по контракту или по призыву первоначально должен был сделать воинскую службу наиболее привлекательной для молодых людей. Возможно, это мы и увидим в будущем, но здесь есть и свои «подводные камни».
— В какой-то момент это будет пользоваться популярностью, но мы видели, как загоняли на контрактную службу, не создавая при этом условий. А когда договоренности нарушались, человек уже не мог расторгнуть контракт с государством. Пока не проработана сама форма отношений между гражданином и государством, проблем будет много, — добавляет она.