США, Евросоюз и несколько стран продолжают вводить новые санкции против России. Сначала они касались отдельных организаций и людей, однако потом сменились на секторальные. Под ударом оказались предприятия энергетического, оборонного и банковского блоков.
Главный редактор журнала The New Times Евгения Альбац в эфире радиостанции «Эхо Москвы» высказала мнение о том, что санкции Запада — это попытка не только надавить на российскую власть, но в значительно большей степени это обращение к российской элите. По ее словам, Запад обращается к ней с призывом: «Вы должны понимать, что вам очень дорого встанет такое поведение руководителей вашего государства. Либо вы их остановите, либо мы их будем останавливать».
— Это понимание того, что режим в России стал абсолютно непредсказуем; что в ситуации, когда базовые человеческие ценности нарушаются, можно ждать все что угодно. И больше всего Европа боится, что это может привести к большой войне... Понятно, что никто воевать с ядерной державой не будет. Войны не может быть, поэтому они отрезают хвост по частям. Сначала были одни санкции против конкретных людей. Грубо говоря, этим конкретным людям говорили: «Вот, ребята, вам будет нехорошо, тому же Тимченко, — ему говорили, — и с «Новотэком» будет как-то не очень здорово, и с другими компаниями будет не здорово. Может, стоит к другу Вове сходить и сказать: "Володя, как-то плохо становится, как-то больно много денег теряем"». Очевидно, не сработало. Тогда приняли более широкие санкции, опять же обращаясь к российской элите и говоря: «Ребята, вам будет очень тяжело. Может быть, вы что-нибудь с этим сделаете». Но не только. Это уже обращение к российскому населению, которое всячески поддерживает «Крым наш» и кричит, что «восток Украины — это Новороссия, и она тоже должна быть наша». Это и обращение к российскому населению. За все приходится платить. Вот пустых коврижек не бывает, — отметила Евгения Альбац.
Редакция «7x7» попросила нескольких человек ответить на вопрос «Зачем Запад вводит санкции против России?»
Игорь Ковзель, председатель Госсовета Коми:
— Честно говоря, я не большой специалист в макроэкономике и геополитике, и, конечно же, я не могу дать вам полноценный ответ. У них какие-то, может, планы хитрые, что мы о них просто с вами догадаться даже не можем, и как это ударит по российской экономике. Но, конечно же, как простой обыватель и гражданин, у меня такое ощущение, что делается это для того, чтобы нанести нашей стране некий экономический урон и тем самым ослабить нашу экономику.
Александр Щиголев, юрист, общественник:
— Чтобы помочь экономике России возродиться, чтобы все силы были направлены на соискание внутренних резервов, чтоб расцвело наше сельское хозяйство, поднялось наше производство, предпринимательство. Я думаю, что это очень хорошая вещь — санкция — для того, чтобы понять экономику России. А так, очевидно, что Запад следует указке Соединенных Штатов, которые таким образом пытаются ослабить экономику России с одной стороны и ослабить Евро — с другой, поскольку санкции-то в основном между Европой и Россией. Они хотят, чтобы Европа с Россией начали «бодаться», хотя бы экономически, мечтая, конечно, чтобы и военным образом. Естественно, Евро упадет, экономика Европы пошатнется, зато расцветет доллар.
Леонид Зильберг, председатель ассоциации национально-культурных автономий Коми, блогер:
— Санкции против России вводятся в тщетной попытке привести в чувства руководство нашей страны. У Запада нет другого выхода — оставить без ответа аннексию чужой территории и организацию террористической войны в европейской стране для них невозможно. Уж сколько лет твердили миру... Что власть нужно регулярно менять. Нет, Россия в очередной раз нашла-таки свой «особый путь». 15 лет искала. По самым затхлым закоулкам истории...
Андрей Никулин, активист «КПРФ», юрист:
— Думаю, Запад вводит санкции в отношении России в ответ на Крым, это очевидно. Поначалу Запад был шокирован таким поведением России, затем было принято решение по санкциям. Именно из-за санкций так называемая Новороссия не стала частью России и даже не признана как суверенное государство. Запад видит эффективность санкций и только входит во вкус. Тем более, что очевидно, рано или поздно санкции отразятся на жизни простых россиян, что не может не сподвигнуть их задуматься о правильности политики российского государства. Думаю, именно этого Запад и добивается. У российского руководства сейчас хороший повод обратить внимание на дела внутри страны. Полностью провалив внешнюю политику, гражданам нужно показать успехи в борьбе с коррупцией, улучшением делового климата, повышением качества государства в целом, иначе режим вряд ли устоит в ближайшие 3 года.
Игорь Сажин, председатель Коми правозащитной комиссии «Мемориал»:
— Будем исходить из позиции, что уже с XVIII и в большей степени с XIX века есть концепция, которую лучше всех сформулировал Редьярд Киплинг, называется она «Бремя белых». Это значит, есть цивилизованные страны, а есть дикие, которые в XX веке получили название «развивающиеся». Долгое время мы находились в области так называемых «цивилизованных» стран, а после того, как проиграли «холодную войну», перешли в разряд «нецивилизованных». И, соответственно, возник вопрос: раз уж мы такие, как дети, недоразвитые, им надо прививать правила хорошего тона и поведения. И вот есть такая «стена», на ней куча ремней, плеток, мармеладок — разных способов, как заставить дикую страну стать цивилизованной. При этом между странами, которые считают себя цивилизованными, есть некая договоренность, что считать цивилизованным поступком, а что нет. То есть если ты совершаешь цивилизованный поступок — на тебе мармеладку, сняли со стенки, дали. Совершил нецивилизованный поступок — на тебе плеточкой, на тебе ремешком. Так что концепции санкции уже более ста лет, начинала их применять еще «Лига Наций», потом это очень хорошо развилось при ООН, и сейчас это стало одной из технологий. Что это дает России? Да ничего, это просто как «клуб джентльменов»: «Вы не джентльмены — пошли вон!». И санкции вводятся от экономических вплоть до самых крайних — военных. Извините, раз вы не можете навести порядок у себя в стране, мы вводим войска. Все это — вторжение в суверенитеты. Так что ответ на вопрос «почему Запад вводит против России санкции» звучит уже сам по себе очень четко: с точки зрения стран, которые считают себя цивилизованными, которые так договорились, Россия ведет себя неправильно, соответственно, санкции против нее, чтобы она опять стала вести себя правильно. Кто решает, что правильно, а что нет — вопрос о том, до чего договорились самые сильные страны после Второй мировой войны. Победители и объявили: у нас есть новый порядок, новая система мира, и у нас в ней такие-то взаимоотношения. Раньше мы входили в эту же группу. «Холодную войну» проиграли, у нас одна система сложилась. Сегодня многие говорят от том, что договоренности, предлагаемые группой так называемых цивилизованных стран, стран самого мощного ресурсопотребления, очень сильно накренились. Потому что они сами же начали использовать схему, когда в отношении одной страны начали действовать так, в отношении другой — иначе. Есть ли ответ на вопрос — почему же нас лупят за то, о чем с нами не договаривались? Схема здесь следующая: либо мы все поумнеем, весь мир, и скажем: стоп, быть может, мы сядем и договоримся, либо мы не поумнеем, и нас будет опять учить насилие.
Карикатура на главной странице themoscowtimes.com