Руководитель общественной организации «Особое детство» Юлия Посевкина направила в прокуратуру Коми жалобу на действия республиканской психолого-медико-педагогической комиссии (РПМПК). Недавно она приняла решение о том, что несколько воспитанников Кочпонского психоневрологического интерната не готовы получать образование по состоянию здоровья. В действиях чиновников общественница увидела нарушение Конвенции ООН о правах инвалидах, Конституции РФ и закона «Об образовании». В Минобразе Коми отметили, что РПМПК действовала в рамках своих полномочий.

Фото Максима Полякова

«Согласно статье 24 Конвенции (п. 1, 2) при реализации права инвалида на образование государства-участники обеспечивают, чтобы: "Инвалиды не исключались по причине инвалидности из системы общего образования, а дети-инвалиды — из системы бесплатного и обязательного начального образования или среднего образования"», — говорится в тексте жалобы.

Юлия Посевкина отмечает, что отстранение от школьного обучения детей с глубокой степенью умственной отсталости, которыми являются воспитанники Кочпонского интерната, нарушает сразу две статьи закона «Об образовании» — №5 и №79. В них указано, что государство должно обеспечить права каждого человека на образование и не допускать дискриминацию в сфере образования.

При этом общественница указывает, что в законе «Об образовании» обозначены функции ПМПК, среди которых нет полномочий определять, имеет ли право на образование тот или иной ребенок.

«Своими действиями РПМПК нарушила статью 42 Закона, которая возлагает на ПМПК „проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей, подготовка по результатам обследования детей рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания“», — написано в жалобе.

Юлия Посевкина опасается, что сотрудники Кончпонского интерната просто перестали отправлять детей на ПМПК, так как считают это бесполезным: комиссия все равно примет решение о том, что дети не могут учиться. А это, по мнению общественницы, неправильно.

«Просим провести проверку изложенных фактов по каждому воспитаннику ГБУ Республики Коми «Республиканский Кочпонский психоневрологический интернат» и срочно принять меры прокурорского реагирования с целью своевременной защиты права на получение образования: дети должны начать учиться 1 сентября 2014 года», — отмечается в жалобе.

Редакция «7x7» направила журналистский запрос в Министерство образования Коми с просьбой прояснить ситуацию. В ответах на вопросы корреспондентов издания чиновники ссылаются на старое, утратившее силу положение о ПМПК (от 24 марта 2011 г. № 92/3/73).

В ответе на запрос указано, что в функции РПМПК входит «обследование детей с ограниченными возможностями в возрасте от 0 до 18 лет, с целью своевременного выявления недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей и определения форм их дальнейшего обучения и воспитания, а также подготовка по результатам обследования рекомендаций по организации обучения и воспитания детей». После обследования комиссия «выносит решения и рекомендации по определению форм дальнейшего обучения, воспитания и реабилитации детей».

Юлия Посевкина отметила, что таким ответом чиновники, по ее мнению, пытаются попросту выкрутиться из неприятной для себя ситуации:

— Ситуация с кочпонскими детьми совершенно однозначная. Сегодняшнее законодательство уже настолько недвусмысленно запретило ПМПК лишать детей образования, что попытки нашего Министерства образования Коми выискать в тексте закона лазейки напоминают анекдоты про то, как муж внезапно возвращается из командировки и застает свою жену с любовником в постели. А жена оправдывается: «Дорогой, это не то, что ты подумал».