Тема Крыма и событий в Восточной Украине — свежа и злободневна. В Марий Эл нет политических партий, выступавших бы с иных позиций, нежели именуемые охранительно-патриотическими. Возможно, политики решили не теряться и ковать железо, пока горячо, раз уж такой расклад случился в стране, а опросы показывают грандиозное одобрение жителями страны действий властей.
При этом всякое общественное объединение свободно определяет размер и уровень силы гнева, обращаемые в сторону «украинских фашистов» и прочих бандеровцев.
Наиболее последовательная и всепоглощающая по уровню негодования в адрес зарубежных оппонентов кампания ведется региональным отделением КПРФ. Украинская тема настолько часто присутствует в повестке дня коммунистов, что за судьбу их будущего представительства в муниципальных и республиканских органах власти становится тревожно: как бы это погружение во внешнеполитическую тематику не сказалось на доверии избирателей: понятно же, что то же самое они могут узнать из «зомбоящика» от популярных телеведущих Центрального телевидения. Получается, что пристрастие к просмотру пропагандистских ТВ-программ отвлекает всегдашних борцов за социальную справедливость: вместо дорог и доступных медицинских услуг, не говоря уже о социальной справедливости, они заняты проблемами отправки на Луганщину очередной партии тушенки.
Региональное отделение «Единой России» затрагивает «украинский вопрос» величественно и несуетно, как и положено партии власти. Нужно отметить, что «единороссы» вообще ведут нынешнюю кампанию расслабленно, словно нехотя. По крайней мере, внешних мобилизационных усилий не видно. Уверены в УИКах и ТИКах, где специально обученные председатели и кураторы сделают нужный результат или знают какой-то другой секрет?
Быть может, это несколько эволюционировавший административный ресурс. Очень в духе главного «единоросса»-архитектора-губернатора г-на Маркелова — внезапно открывать какую-нибудь очередную новинку — подарок жителям. Не успели прослушать новости об установке памятника Михаилу Юрьевичу Лермонтову («О!, — сказали конспирологи. — Опять ЛМ!»), как появились известия о закладке Симферопольского бульвара (очевидцы то ли шутят, то ли утверждают — губернатор на церемонии постоянно путался: «Севастопольский… Симферопольский…») со стелой в честь воссоединения России с Крымом.
Сенсационная партия «Родина», поднявшая сразу несколько насущных для республики проблем — смена правящей элиты, возвращение трудоспособных жителей республики в родные места, — опирается на федеральную повестку дня, в которой и «Крым — наш» и «донецко-луганские события инспирированы националистами». Забавно, но партия, чей успех во многих региональных избирательных кампаниях с осторожностью прогнозируется, не произвела на этой волне ребрендинга своей символики — контуры российской территории не включают в себя нежданно свалившийся в радостные российские объятия еще недавно такой украинский полуостров.
Местное отделение ЛДПР, в отличие от поднадоевшего лидера партии, кажется, не пытается всерьез затрагивать российско-украинские отношения в предвыборной кампании, сосредоточившись на местных проблемах и критикуя власти за непрозрачный бюджет и проблемы городского хозяйства.
Еще одна из партий, претендующих на попадание в республиканский парламент, — региональное отделение «Справедливой России». И на местном уровне «эсеры» поддерживают действия российских властей, гневно осуждают развязавших войну, но тоже как-то конструктивнее кажутся их предложения начать вновь избирать мэра Йошкар-Олы или оплатить из бюджета кадастровую оценку земель под многоквартирными домами.
Итак, коммунисты отвлеклись и завелись не на шутку, переведя на второй план внутреннюю ситуацию в Марий Эл, остальные сохраняют хладнокровие и в некотором смысле отделываются обязательными дежурными фразами и действиями по поводу украинских событий. Тем не менее опция «Приветствую вхождение Крыма и осуждаю бандеровских нацистов» является обязательной для всех участников предвыборной гонки — интересы противников российской агрессии и нерационального захвата территорий не будут представлены в органе законодательной власти Марий Эл.