До выборов главы Коми осталось чуть больше месяца. Нового губернатора жители республики выберут 14 сентября. На сегодня официально в качестве кандидата зарегистрирован только временно исполняющий обязанности главы республики Вячеслав Гайзер. Документы еще четырех кандидатов сейчас проверяются в Избирательной комиссии Коми. Решение о регистрации или отказе в ней будет принято до 13 августа.

Соперниками Гайзера в электоральной гонке хотят стать коммунист Андрей Андреев, эсер Илья Величко, либерал-демократ Михаил Брагин и член «Правого дела» Евгений Вологин.

Главным претендентом на пост главы Коми является Вячеслав Гайзер. Некоторые эксперты говорят, что действительно серьезных соперников на выборах у него нет, все они — «технические» кандидаты.

При этом методы предвыборной агитации врио главы отличаются от тех, что использовались на выборах в Государственный Совет Коми или в Госдуму РФ. Прямой рекламы и агитации очень мало. Вячеслав Гайзер решил пойти другим путем — через доверенных лиц. Ими стали общественники, руководители крупных предприятий, ученые и другие лидеры общественного мнения в различных социальных кругах. По задумке они должны объяснить своим подчиненным и коллегам то, что Гайзер — это единственная приемлемая фигура в кресле губернатора.

Редакция «7x7» попросила нескольких человек ответить на три вопроса о том, как проходит электоральная гонка.


 


 

1. ЕСТЬ ЛИ РЕАЛЬНЫЕ СОПЕРНИКИ У ВЯЧЕСЛАВА ГАЙЗЕРА?

Павел Смирнов, мэр Инты:

— Да, есть. Любой кандидат, который выдвигается на должность главы, является фигурой. Не важно, от ЛДПР, КПРФ, СПС, самовыдвиженцы. Если эти люди прошли муниципальный фильтр, значит, у них есть определенная поддержка населения и депутатов. Они являются легитимными. Второй вопрос, что ни у одного из кандидатов нет реальных возможностей что-то изменить в республике. Находясь на тех должностях, на которых они сейчас, они уже сейчас могли бы работать на благо республики более серьезно.

Дмитрий Несанелис, кандидат исторических наук, этнолог, член Общественной палаты Коми:

— Полагаю, что реальных соперников у врио Главы РК нет. Мне известны данные нескольких экспертных опросов и пилотных социологических исследований. Они не оставляют никаких сомнений в победе Вячеслава Гайзера. С одной стороны, это говорит о достаточно эффективной работе губернатора и его команды. С другой — очевидным образом лишает выборную кампанию азарта и интриги, более того — здоровой конкуренции, которая в относительно рыночных и относительно демократических условиях, вообще-то, полезна прежде всего действующей власти. Но увы, увы…

Галина Кравченко, исполнительный директор Общественной палаты Коми, доверенное лицо Вячеслава Гайзера:

— Как доверенное лицо В. М. Гайзера, уважительно отношусь к людям, которые выдвинулись кандидатами на пост Главы РК. Они являются реальными соперниками. Насколько высок их авторитет, выборы покажут.

Жанна Уляшева, нацбол, партия «Другая Россия»:

Реальный соперник любых выборов на всех уровнях — это БОЙКОТ ВЫБОРОВ как таковых. Или, чтобы добиться свободных выборов, не следует участвовать в несвободных. Неслучайно основной предвыборный лозунг выборной кампании 2011-2012 годов был не «голосуй за Путина», а «приходи на выборы». Сам способ выбора власти в стране не является легитимным, поскольку в списке присутствует власть и обслуживающие ее сателлиты в виде КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России». Поэтому так настойчиво формируется именно среда легитимизации выборов, которая лишь удостоверит, что граждане «сделали ноги» до избирательных участков и тем самым удостоверили мошенничество государственного масштаба. Кроме того, вся кампанейщина, разворачивающаяся вокруг выборного фарса в виде наблюдателей, дополнительно формализует процесс несвободных выборов. «Подглядывая», наблюдатели подыгрывают власти, не говоря уже о финансовых потоках, которые там крутятся. Теперь для целей легитимизации притягивается и графа «против всех», она также выполняет свою лукавую роль.

Антон Семенов, основатель сыктывкарского автоклуба «Подорожник»:

— Думаю, реальных соперников у Гайзера нет.

Валерий Черницын, журналист газеты «Красное знамя»:

Реальных соперников на выборах Главы РК у Вячеслава Гайзера нет. Во-первых, при всех частных претензиях на жизнь в республике, которые могут высказывать люди, принципиального недовольства курсом, методами и стилистикой управления Гайзера у большинства этих людей явно нет. Во-вторых, он хоть и достаточно бледен как публичный политик, но ярко выраженного отталкивающего впечатления все-таки не производит. В-третьих, информационно-политическое поле у нас таково, что, кроме Гайзера, народ практически никого из политиков Коми и не знает, в лучшем случае — И. А. Поздеева. Характерно, что реском такой, казалось бы, давней и хорошо структурированной партии, как КПРФ, не нашел в республике никого, кто мог бы на самом деле кинуть перчатку действующему главе (врио главы).

2. БУДУТ ЛИ ЭТИ ВЫБОРЫ ЧЕСТНЫМИ? (НАСКОЛЬКО ОНИ БУДУТ ОТЛИЧАТЬСЯ ОТ ТОГО, ЧТО БЫЛО В ДЕКАБРЕ 2011 ГОДА НА ВЫБОРАХ В ГОСДУМУ РФ?)

Павел Смирнов, мэр Инты:

Надо мной можно смеяться, меня называют диктатором в определенных вопросах, но вот сколько я во власти, начиная с 2007 года, у нас все выборы были законными. На это есть решения суда. Если где-то и были ошибки, они не влияли на выборы. Сегодня у того же Гайзера есть правильное видение развития республики. Я не агитирую за него.  

Дмитрий Несанелис, кандидат исторических наук, этнолог, член Общественной палаты Коми:

Абсолютно уверен в том, что выборы будут честными и прозрачными. Эта убежденность логически вытекает из ответа на первый вопрос. В уверенной победе Вячеслава Гайзера никто не сомневается (включая соперников), следовательно, нет никаких оснований использовать (даже гипотетически) запрещенные приемы.

Галина Кравченко, исполнительный директор Общественной палаты Коми, доверенное лицо Вячеслава Гайзера:

Не знаю, что Вы имеете в виду под декабрем 2011 года. Выборы проводятся в соответствии с законом. В избирательной кампании участвует большое количество людей, политических и общественных структур. Используются различные формы организации избирательной кампании, агитации за и против кандидатов. Я не все агитационные формы и методы разделяю и в восторге от них. Что касается кандидата на пост Главы РК Гайзера В. М., то, с моей точки зрения, он имеет большие преимущества по отношению к соперникам в части, прежде всего, опыта управления республикой. И Вячеслав Михайлович в первую очередь заинтересован, чтобы его избирательная кампания была честной, прозрачной, доходчивой, аргументированной и системной.

Жанна Уляшева, нацбол, партия «Другая Россия»:

После расстрела из танковых орудий здания Верховного Совета в 1993 году честными так называемые выборы не являются уже на старте, поскольку у нас отсутствует всякая политическая конкуренция. К примеру, к выборам в декабре 2011 года не были допущены либеральная партия ПАРНАС, левокоммунистические РОТ-Фронт и Левый Фронт, партия нацболов «Другая Россия», партии националистического толка, партия российских бизнесменов — Партия Дела, и другие оппозиционные организации. С тех пор порядочный гражданин может быть честен перед самим собой и детьми, если он не ходит на выборы. То есть обыватель в хорошем смысле слова, который прямо не участвует в политике, может тем не менее утверждать, что подлости не делал и в кругообороте «дерьма» не участвовал. Это подлинный гражданского протеста, а не разгильдяйство, как кто-то возразит. К примеру, моя соседка, простая женщина, креативный класс не представляющая, так мне и сказала, что с 1993 года в мошенничестве не участвует, за стол с шулерами не садится. Словом, так и поступило большинство москвичей, среди которых, как говорят, очень много «креативных». Даже за Навального не пошли москвичи, которого власть умело использовала в игре «выборы». В 2013 году в Москве на выборы не явились 4 миллиона 800 тысяч избирателей из общего количества 7 миллионов 100 тысяч зарегистрированных, или 68% избирателей. И, несмотря на отсутствие процентного проходного барьера, позиция бойкотировать выборы будет только набирать обороты. 8 сентября 2013 года в целом по стране не явились на выборы от 78% до 66% избирателей  в зависимости от региона. Наш народ умный. На основании этих цифр, можно будет указать этой власти на дверь. Вот, пожалуй, здесь и уместны будут наблюдатели, которые зафиксируют главное, что мы эту власть не выбирали.

Антон Семенов, основатель сыктывкарского автоклуба «Подорожник»:

С одной стороны, я с легкостью могу допустить, что наши местные «деятели» смогут «поправить» выборы. С другой стороны, я склонен думать, что Гайзер сможет выиграть эти выборы сам, без дополнительных манипуляций.

Валерий Черницын, журналист газеты «Красное знамя»:

— Вопрос о честности этих выборов, как ни странно, в складывающихся условиях вторичен. Главный вопрос, который, я думаю, решают организаторы, — это явка. В условиях крайне низкого интереса к этим выборам явка обещает быть угрожающе маленькой. Что же касается таких, например, вещей, как равные возможности для представления себя и агитации, то, вне сомнения, Гайзер будет затмевать всех остальных кандидатов. Вся госмедиа-машина уже работает и с удвоенной силой заработает на него. С точки зрения честности, это будет нечестно. На этапе подсчета голосов, думаю, сами власти не заинтересованы повторять ситуацию декабря 2011 года.

3. ПОЧЕМУ В КОМИ НЕ ПОЯВИЛАСЬ НОВАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИЛА, КОТОРАЯ СМОГЛА БЫ ВЫСТАВИТЬ СВОЕГО КАНДИДАТА НА ВЫБОРАХ?

Павел Смирнов, мэр Инты:

 — Я не согласен, что Андреев — это старая политическая сила. Я с уважением отношусь к нему, он моего возраста, даже младше. Человеку нет еще 40 лет. У него есть большое количество времени, чтобы реализовать себя. В Коми или еще где-то. Господин Брагин. Является председателем комитета по социальной политике Госсовета Коми. В принципе, человек, занимая такой пост, должен знать республику. А то, что он давно работает в республике, это не значит, это затертая сила. Вологин... Я его тоже хорошо знаю, и он первый раз выходит на такой уровень. Поэтому я бы не сказал, что это «старая сила». Но я повторюсь, люди могут выйти и кричать, что они перераспределят налоги в сторону республики... А кто из них знает инструменты, чтобы это реализовать? А где новая сила, которая придет и скажет, что знает проблемы Воркуты, Инты, Корткероса? Такой силы нет.

Дмитрий Несанелис, кандидат исторических наук, этнолог, член Общественной палаты Коми:

Во-первых, потому, что губернатор выстроил в целом достаточно конструктивные отношения с основными промышленными игроками, такими как «РН — Северная нефть» (дочернее предприятие  «Роснефти»), «РусВьетПетро» (дочернее предприятие «Зарубежнефти»), «Газпромтраснгаз Ухта» (дочернее предприятие Газпрома), «Северсталь», «Монди». Несколько неуклюжие попытки одной крупной нефтяной структуры информационно дискредитировать Вячеслава Гайзера и его окружение на предмет их «западных симпатий» ничего в этом раскладе стратегически не меняет. Во-вторых, к сожалению (и для самой власти, и для ФПГ, и для населения), пока у нас даже отдаленно не просматривается личность масштаба Ройзмана или Навального, которая могла бы реально сплотить вокруг себя энергичную и разумную часть протестного движения.

Галина Кравченко, исполнительный директор Общественной палаты Коми, доверенное лицо Вячеслава Гайзера:

— Вопрос не по адресу. Я не отношу себя к новой политической силе. Почему она не появилась, не знаю. Моя политическая сила — это работа во благо людей. Стремлюсь делать все от меня зависящее, чтобы люди, которые у власти, не упивались своей значимостью, а видели перед собою людей и работали на них и для них.

Жанна Уляшева, нацбол, партия «Другая Россия»:

— В нашей стране с 1993 г. кандидаты отбираются властью для участия, власть сама определяет, кому можно, а кому нельзя. Участвовали только коллаборанты и конформисты. Потому двадцать лет власть несменяема. Политики в полицейском государстве нет. За политику все эти годы отвечала запрещенная партия НБП, а сейчас незарегистрированная партия Другая Россия. И эти политические действия совершались как акты заступничества за народ на улице и площадях. Вспомнить надо, что ровно 10 лет назад нацболы вступились за стариков и детей, вступились за свой народ. 2 августа 2004 года нацболы устроили акцию протеста в Министерстве здравоохранения РФ. Для семерых нацболов суд запросил до 5-ти лет лишения свободы. Вот что такое политика, и какой ценой она совершается в полицейском государстве...

Антон Семенов, основатель сыктывкарского автоклуба «Подорожник»:

Новая политическая сила должна появляться на волне какой-то проблемы, какого-то четкого народного недовольства. А у нас, в Коми, все спокойно, сравнительно благополучно. Даже довольно пестрый состав Правительства, где есть сказочно богатые, где есть люди с судимостями по компрометирующим чиновника статьям, не вызывает сколько-нибудь заметного недовольства.

Валерий Черницын, журналист газеты «Красное знамя»:

— Пока Гайзер устраивает основных игроков политической и экономической системы республики. Тем более что реальные игроки находятся за ее пределами, и решения, на кого из действующих лиц республики делать ставку, принимаются в Москве. Партийная система в сложившихся условиях — не более чем декорация. Как показывает практика, альтернатива действующим руководителям очень часто вырастает из ближайшего круга элит (Примаков, затем Путин при Ельцине, Медведев «в потенции» при Путине, Торлопов при Спиридонове, Гайзер при Торлопове). Сейчас публичным потенциалом подобной альтернативы обладает Поздеев, непубличным — К. Ю. Ромаданов. Партии создаются либо подстраиваются под них уже потом.

Леонид Зильберг, председатель ассоциации национально-культурных автономий Коми, блогер «7x7»:

Ответ, по сути, один на все три вопроса: в стране не сформировалась культура альтернативности, господствует монополизм, и это касается не только выборов. Точнее сказать, начавшая развиваться конкурентоспособность была задавлена под мнимыми предлогами. Лично Гайзер тут совершенно ни при чем, но ни соперников, ни честных выборов, ни новых политических сил пока не будет. Скорее всего, мы проскочили ту развилку, где события могли развиваться конституционным путем. Нас ждет что-то весьма неконституционное и сопряженное с насилием.