Гиссарцев ко мне на консультацию прислал депутат Калужского Парламента.

Гиссарцы — соотечественники, с достаточно качественным образованием:
— он — ветеринарный врач, с опытом работы в горах;
— она — лингвист-переводчик, выпускница Российско-Таджикского (Славянского) университета;
имеют двухлетнего ребеночка.

Переехали в Калужскую область впятером: привезли родителей-пенсионеров преклонного возраста. И, если с образованием у четы все в порядке (что называется, «зуб даю», что приживутся эти специалисты у нас в регионе; тем более, что решили нам родить еще одного калужанина :)), то с правовой грамотностью у супругов, к сожалению, — почти вакуум.
Тут работать еще и работать: разъяснять и направлять!

Думаю, из-за этого, а также из-за жесткой гос. пропаганды в области миграции ожидания молодых сильно завышены, а при столкновении с реалиями калужской жизни есть угроза нарушения психической целостности личности этих соотечественников именно в первый год проживания (и приживания) в регионе.

Эх, хорошо бы иметь «под своей правозащитной рукой» психолога; но ситуация, к сожалению, иная: до наоборот: не знаю, продолжу ли сама работать после 31 августа, когда у меня заканчивается контракт с ПЦ «Мемориал» по программе «Миграция и право» (президентский грант)...

Не ропщу, констатирую.

Пока же самой обоснованной жалобой гиссарцев были претензии к сотрудникам калужской миграционной службы, которые — по мнению гиссарцев — недостаточно информируют соотечественников, в том числе об их правах.