Глава государства подписал федеральный закон «О внесении изменений в статью 280.1 Уголовного кодекса Российской Федерации». Согласно изменениям максимальное наказание за призывы к сепаратизму теперь составит четыре года лишения свободы. Кроме того, за призывы к нарушению территориальной целостности России в СМИ теперь можно будет получить до пяти лет тюрьмы. По словам Владимира Путина, любые высказывания о нарушении территориальной целостности России являются антиконституционными. Отметим, что согласно действовавшей до 22 июля редакции УК РФ за аналогичные деяния россиянам грозило до трех лет лишения свободы.

 

Редакция «7x7» выяснила отношение кировчан к усилению борьбы властей с сепаратизмом.

Андрей Бахтин, координатор кировского регионального отделения «Национально-освободительного движения»:

 

— Считаю, что это вполне полезный закон. На мой взгляд, необходимость в настоящее время ужесточения наказания за сепаратистские высказывания вызвана вполне обоснованной профилактикой Майдана в России. Сейчас везде идут разговоры о возможных сценариях Майдана в нашей стране. Поэтому данные действия власти и направлены для того, чтобы ограничить радикальные настроения и в обществе.

Николай Голиков, главный редактор «Вятской Особой газеты»:

 

— Для меня это очень странно и удивительно: мы живем вроде бы в федеративной стране. И вроде как все субъекты имеют право на самоопределение, если у нас на самом деле федерация. А если нельзя говорить об этом, то как люди будут реализовывать свое конституционное право на это? Вряд ли это как-то отразится на работе региональных СМИ, так как в Кировской области вопрос о каком-то отделении не стоит и стоять не может. Однако в таких регионах, где периодически ставится на повестку дня вопрос об отделении, как Северный Кавказ, к примеру, ужесточение борьбы с сепаратизмом вызовет очередную волну противостояния. Если гражданам не дают обсуждать подобные проблемы, то они, вполне возможно, будут переходить сразу же к действиям. К тому же, у нас никто не отменял двойные стандарты: в Украине российская власть поддерживает сепаратизм, а у нас за призывы к отделению будут сажать за решетку. Например, в России «приморских партизан» упекли на пожизненные сроки, а чем, к примеру, донецкие сепаратисты отличаются от них: они тоже с оружием в руках воюют против законно избранной власти.

Ян Чеботарёв, юрист:

 

— Власть опасается повторения украинских событий и того, что Украина даст толчок развитию тех же процессов в России. На мой взгляд, не принятие данного закона является важным: у нас и так много суровых законов. Важно, как этот закон будет применяться. Потому что в самых простых словах и выражениях можно усмотреть все что угодно. Ситуация зависит не столько от текста закона, сколько от его применения: как его будут понимать правоохранительные органы. Сейчас они получают сигнал: если ужесточается наказание, значит, имеет смысл более пристально начать следить за СМИ. Однако в данном случае позиция российского законодателя вразрез идет с позицией законодателя европейского: Европейского суда по правам человека и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. К примеру, я могу одобрять или не одобрять какие-либо действия, но означает ли это, что я призываю так действовать? Поэтому у нас довольно широк простор для усмотрения правоприменителей. К сожалению, мы скатываемся к полицейскому государству.

Ярослав Шитов, координатор кировского регионального отделения движения «Право на оружие»:

 

— Принятие закона об ужесточении борьбы за призывы к сепаратизму полностью укладывается в логику перманентного «закручивания гаек». Ужесточение законодательства стало за последние 2 с лишним года абсолютным «трендом». Похоже, «закручивание гаек» стало единственным делом российской власти, в котором они действительно работают «в поте лица».